Пятница, 10.05.2024, 06:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Педагогическая копилка идей

Форма входа
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2011 » Январь » 24 » Вниз по Волге-реке
    20:44
    Вниз по Волге-реке

     
    Тема урока:
    "Вниз по Волге-реке".
    Алгоритм урока:
    1."О,Волга, колыбель моя...."
    Осташков
    Ярославль.
    2. "Я песнь тебе посвящаю..."
    Казань
    Симбирск
    3."Град Симбирск славный и похвальный..."
    Цели урока:
    ♦    Ознакомление учащихся с градостроительным значением великой русской реки Волги;
    ♦    Расширение знаний учащихся об архитектурном облике Симбирска
    ♦    Воспитание чувства гордости за свой город и желания преумножить его славу.
    Задачи урока:
    ♦    Знать основные архитектурные памятники города;
    ♦    Уметь различать основные архитектурные стили и авторов известных зданий;
    ♦    Научить сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.
    Музыкальное вступление: (Чайковский П.И. Первый фортеп. концерт).
    Учитель:
    В трудный рискованный путь Ты с друзьями уходишь надолго Но нигде никогда не забудь-Ручейком начинается Волга. (Б. Сметана «Моя страна»)
    2-й учитель:
    Трудно представить себе, что эта большая, могучая река начинается с небольшого ручейка, который вытекает из болота. На самом болоте стоит маленький резной домик, к которому протянут дощатый помост. Внутри дома ничего нет, кроме огражденного металлическими перильцами колодца, в котором таинственно мерцает темная вода.
    Это и есть исток великой русской реки, ее заветная колыбель. Вода истока темная, гладкая, словно зеркало.
    Заповедные места России- великие, святые места.
    Учитель:
    Впервые Волга упоминается в трудах древнегреческого историка Геродота (V в. до н. э. ) В письменных византийских и арабских источниках она именуется Ра - щедрой, Ателью -рекой рек, великой рекой. Название «Волга» означает «светлая». В «Повести временных лет» сказано: «Из того Оковского леса потечет Волга на восток и втечет в море Квалисское». Оковский лес - старинное название Валдайской возвышенности, Квалисским именовались море Каспийское.
    С невысокого холма, сбегающего к болоту, видно далеко вокруг. Рыжеватое болото, темная кромка леса, поле, высокое небо со слоистыми облаками, Волга - сама Русь.
    Мы отправляемся в путешествие вниз по Волге и сделаем остановки в некоторых поволжских городах.
    Учитель:
    Первой нашей стоянкой будет город Осташков. (Звучит музыка Римского-Корсакова из сюиты Шахерезады).
    Ученик:
    Город причудливо странный,
    Красок и образов смесь;
    Древности благоуханной

    Веет поэзией здесь
    Город - восточная сказка!
    Город - российская быль.

    П. Вяземский.

    Ощущение сказочности, удивительное сочетание водной глади и простора неба не проходит, а напротив, усиливается, когда попадаешь на улицы Осташкова.
    Об истории названия города мы узнаем из легенды, повествующей о городке -крепости Кличен, о разорении его новгородцами и о том, что два рыбака - Евстафий и Тимофей по прозвищу Осташко -переселились на другое место. Деревня в честь первых поселенцев стала называться Осташковом. Будущий город тоже стал Осташковом. Так было, если верить легенде.
    Город возник как опорный пункт борьбы с кочевниками.
    Основным занятием жителей стало: рыболовство, резьба по дереву, чеканка и кожевенное производство.
    В 1970 году Осташков был включен в число заповедных русских городов. Древняя часть города, имеющая историческую планировку, памятники архитектуры будут сохранены.
    Учитель:
    Наш теплоход приближается к Ярославлю.
    Ученица:
    Безвестный зодчий был правдив и смел,
    Он стал творцом и окрылил каменья,
    И гордость в них свою запечатлел,
    И ты стоишь на каменном пороге,
    И за людей душа твоя горда
    Приходят боги и уходят боги,
    Но человек бессмертен навсегда.

    В. Шефнер.

    Ярослав Мудрый в интересах укрепления своей власти на севере заложил город и назвал его в «свое имя». Древняя легенда передает, что будто на месте снования города князь убил медведицу. Это предание старины подарило городу Ярославлю герб: держащий секиру медведь на серебряном щите.
    Повелением князя Ярослава новый город был обнесен рубленой стеной с деревянными башнями.
    Спустя 100 лет город стал центром самостоятельного княжества.
    К середине XVI в. Ярославль же крупный город на торговых путях Русского государства и Западной Европы.
    Город стал центом народного противостояния интервентам в 1612 году. Ополчение Минина и Пожарского, вступило в Ярославль в апреле 1612 года, отстояло здесь 4 месяца, пока завершалась подготовка освободительного похода на Москву.
    Семнадцатое столетие - поистине «золотой век» ярославского искусства. Сложились и достигли расцвета Ярославские зодческая и живописная школы.
    Город по численности населения уступал только .Москве. Ярославская земля подарила нам творчество Некрасова. Сюда он стремился душой, здесь он находил мотивы своих стихов и поэм. По окрестностям Ярославля Некрасов, страстный охотник, бродил с ружьем, любовался родной природой, наблюдал жизнь народа. Здесь приходило к поэту вдохновение.
    (Музыка Холста «Сюита Планета»).
    (Музыка «Эй, ухнем!» в исп. Шаляпина).

    Ученик:
    Эта картина знакома всем. «Бурлаки на Волге» - одна из вершин творчества Репина и русского искусства 19 века. Замысел картины возник в студенческую пору, за два с лишним года до окончания Петербургской Академии художеств. Художник никогда не бывал на большой судоходной реке и впервые увидел бурлаков на Неве, в дачном пригороде северной столицы. Двигавшееся вдоль берега «темное, сальное, коричневое какое-то пятно» - так впоследствии передавал Илья Ефимович свои впечатления - оказалось вблизи толпой впряженных в лямку людей, вид которых потряс художника. «О, боже, зачем же они такие грязные, оборванные? Вот лохмотья! Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные, блестят, и рубахи насквозь потемнели...Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ».
    Талантливый пейзажист, Федор Васильев, такой же малоимущий, как и Репин, вызвался добавить необходимую сумму для поездки Репина на Волгу. Где же как на великой реке, можно было увидеть и понять настоящих бурлаков, тяжкий труд которых издавна использовался здесь как самый дешевый, где зародились и некрасовские строки «Выдь на Волгу»...
    Хлопоты Васильева увенчались успехом. В небольшой компании художников целое лето проработал Репин на Волге. Широкие просторы реки, знакомство с бурлаками, эскизы, этюды, рисунки с натуры. Волга-матушка вознаградила его по-царски, широко и щедро: дав обширный материал для сердца и ума, помогла и в живописных открытиях. «Все мы почувствовали какую-то новизну и в средствах искусства, - вспоминал Илья Ефимович,- и во взгляде на природу; мы постигли и ширь необъятную, и живой колорит вещей»

    Вернувшись в августе 1870 года в Петербург, Репин предъявил свои летние работы начальству Академии художеств. В конференц-зале устроили импровизированную выставку. По свидетельству критика В. Стасова, этюды и эскизы «были поразительны.» В Академии было точно гулянье, так туда толпами ходили художники. Неожиданно для автора среди лиц, высоко оценивших его работу, оказался и вице-президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. Брат Александра I, он был фигурой, типичной для правящих верхов - человек властный, не терпящий ослушания. Вместе с тем среди членов царской семьи Владимир Александрович выделялся образованностью и хорошим художественным вкусом. Молодой вице-президент явно заинтересовался незаурядным дарованием и выразил желание приобрести будущую картину. На выставке Общества поощрения картина была удостоена первой премии.

    Ученик:

    Летом 1872 года художник снова на Волге - пишет этюды, делает композицию «Бурлаки идущие вброд». Наконец, в начале 1873 года, трехметровое полотно завершено и отправлено на выставку. Уже размер его поражал воображение. Никогда еще картина «бытового жанра» не возводилась в ранг эпического произведения как бы приобретая статус «исторической живописи».

    (Звучит музыка «Эй, ухнем!»)

    «По горячему песку почти прямо на зрителя движутся бурлаки. Разные судьбы и характеры связались с общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке бурлак Ларька, а рядом - бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек, до предела изнуренный. Впереди - самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак, боец, наконец Канин, любимый персонаж Репина. Этот вполне реальный человек, бурлачивший 10 лет, прежде был священником, пел в церковном хоре. С Каниным Репин связывает представление о могучей, дремлющей в народе силе.

    Емкое по содержанию полотно - не просто о тяжести бурлацкого труда, но и судьбе народа, его терпения, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве.

    (Звучит музыка. Церковное песнопение.)

    Ярославль богат архитектурными памятниками: это церковь Ильи Пророка, церковь Богоявления. При монастырях Ярославля находились библиотеки, в низ было много книг. В одной из них нашли шедевр русской литературы «Слово о полку Игореве».

    Ярославль занимает достойное место в истории нашей страны.

    Ученица:

    Наш теплоход проплывает мимо города Плеса. С этим городом связано творчество Левитана.

    К образу величественной реки Волги неоднократно обращался великий русский пейзажист И.И. Левитан.

    Впечатления от Волги у художника были разноречивы; первая поездка весной 1887 года, впечатления от нее, высказанные в письме к А.П. Чехову, показывают тоску одиночества, понятную лишь в глуши. С каждым разом настроение художника менялось. Нужно сказать, что Волга совершила переворот в его творчестве. То же весной, спустя некоторое время, Левитан пишет Чехову: «Я никогда не любил еще так природу, не был так к ней близок, никогда еще так сильно не чувствовал я божественное нечто, разлитое во всем.» Ошеломленный беспредельным пространством. Волги, от целиком сосредотачивается на этой проблеме.

    Во вторую поездку на .Волгу, в 1888 году, определяющим впечатлением становится образ древней церквушки - тихой обители, возвышающейся над волжскими берегами. Образы прославленных картин, таких как «Вечер», «Золотой Плес»(1889), «Тихая обитель» были не придуманы умозрительно, а найдены в реальном волжском пейзаже.

    Плес сразу обворожил художника. Его привлекла больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники. Свежесть и трепетность непосредственного восприятия отличают картины Левитана от картин других художников. Он подчеркивал ненужность приукрашивания природы, а умение чувствовать ее суть и свободу от случайностей.

    (Звучит музыка Вагнера. «Пробуждение леса» из оперы «Зигфрид»).

    Ученик:

    На картине «Вечерний звон» (1892) мы видим бескрайние просторы России. Лес, река, рыбак, сидящий в лодке на берегу Волги и удящий рыбу. Розовато- голубое небо, солнце, освещающее деревья, золоченые макушки церквей, тропинка, ведущая в храм - все говорит о тишине и покое. Исаак Ильич как бы призывает нас войти в мир природы, напоенный тихой, светлой, спокойной радостью. Поражает его особенная трепетная тишина. Все залито расплавленным золотом заходящего солнца. В зеркальной глади полноводной реки отражаются плывущие в голубом небе облака и тихая обитель среди осеннего леса. Своим вдохновенным произведением И.И. Левитан хотел подарить людям радость, напомнить о прекрасном, которое всегда несет в себе жизнь, раскрыть органическое единство человека и природы.

    Ученик:

    «Деревня на берегу реки» (1890 год).

    Картине присуще спокойное и бодрое настроение. Типичный уголок России: залитая ярким солнцем деревушка, сочная зелень, желтизна песчаного косогора, голубая излучина реки - он узнаваем в своей простой и скромной прелести. Преобладающие в пейзаже голубые и зеленые torn напоены золотистым солнечным светом. Гладкая, как эмаль, поверхность воды и чуть более активно решенное небо соседствуют с выразительной пластикой деревьев.

    Ученик:

    «После дождя. Плес.» (1889 год)

    В пейзаже, написанном свободно, смело, мгновенность схваченного переходного состояния природы с пробивающимися сквозь тучи солнечными лучами передана в серебристости свето-воздушной среды, как бы напоенной влагой и светом, в переливающейся ряби воды, в обобщенной трактовке песчаного берега.

    «Свежий ветер. Волга.» (1895 год)

    Еще более непосредственной выглядит одна из самых мажорных и звонких картин Левитана «Свежий ветер. Волга.». В этом произведении палитра Левитана, как будто порывами свежего волжского ветра очищается от всякой серости и становится яркой и звучной, наполняется солнечным светом. И композиция здесь не вступает в противоречие с живописью - так же, как цвет, она схвачена мгновенно во всей фрагментарной динамике. Картина далась нелегко и писалась несколько лет.

    Учитель:

    Проверим заполнение таблицы.

    Вторая тридцатка называется «Я песню тебе посвящаю».

    Прославленным и непревзойденным певцом Волги был Леонид Витальевич Собинов. Родился он на волжских просторах в городе Ярославле. Появился на свет 26 мая 1872 года. Предки великого артиста происходили из крепостных крестьян. Дед и отец жили уже в городе, служили у купца Полетаева. Отец был суров характером и далек от искусства, но мать прекрасно пела народные песни и учила петь сына. Окончив Ярославскую гимназию Собинов уехал в Москву. Надо сказать, что к тому времени музыкальные способности Леонида уже давали о себе знать. У него было огромное влечение к пению. В Москве, учась в университете на юридическом факультете, Леонид Витальевич посещал занятия в музыкально-драматическом училище при Филармоническом обществе. К окончанию университета (1894 год) Собинов был известен в музыкальных кругах как прекрасный исполнитель, обладающий неповторимым тембром. Несмотря на творческие успехи, Собинов стал работать помощником присяжного поверенного, но получал дела ничтожные и через некоторое время решил окончательно бросить адвокатуру. Ему посоветовали прослушиваться в Большом театре. И наконец, в 1897 году, ему был дан дебют в опере «Демон». Собинов имел большой успех, причем ария Синадала была повторена по настойчивому требованию публики.- Критики отзывались так: «Голос необычайной гибкости и изящества, голос редчайшего серебристого тембра, голос приносящий в зал радость».

    Это было прекрасное начало его блестящего творческого пути. Артистическая карьера Леонида Витальевича развивалась необычайно быстро. С 1898 года он уже был артистом императорских театров и исполнял главные партии. Собинова волновали вопросы сценического характера. Здесь он считал себя учеником Шаляпина, поэтому каждый новый образ он разрабатывал очень тщательно. Много читал, обращался к профессионалам русской и западной истории. Только после кропотливой работы он выносил свой образ на сцену, когда чувствовал, что владел им, претворял его в плоть.

    Один из лучших его образов - Ленский из оперы Чайковского «Евгений Онегин».

    Появление Собинова в партии Ленского произвело революцию в представлении об этом образе на оперной сцене. Леонид Витальевич был необыкновенно красив, статен и хорошо сложен. Поэтому его Ленский был прекрасен не только вокально. Это был пушкинский образ Ленского, поэтический, исполненный нежнейшего взволнованного лиризма и чистоты. Зрители увидели стройного юношу с кудрями черными до плеч, бритое лицо, задумчивые глаза с темными ресницами, ослепительную улыбку, изящные движения. Вот что вспоминают современники Собинова о спектакле.

    Каждый акт «Онегина» заканчивался рукоплесканиями, бесконечные вызовы едва оставляли время артисту для переодеваний. Однажды молодые поклонницы, прослушав первую картину, во время письма Татьяны делились впечатлениями и возмущенно говорили о том, как могла она писать Онегину, а не Ленскому. Стоявший вблизи незамеченный ими исполнитель роли Онегина баритон Оленин, улыбаясь сказал: «Милые барышни, не судите строго Пушкина, он ведь не знал, что Ленского будет петь Собинов.»

    Не только у молодых поклонниц, но и у многих других людей, сидевших в ложах, стояли слезы в глазах, когда Собинов-Ленский пел свою лебединую песню, «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни.» Заканчивалась сцена дуэли, Ленского убивали и многие плакали и им казалось, все кончено, что свершилось что-то неповторимое, что убито самое прекрасное и благородное и что после этого смотреть больше нечего. И многие уходили, унося его трагический образ в сердце. Такова была потрясающая сила воздействия замечательного певца, артиста.

    Москва сразу заговорила о новом теноре, заговорила бурно, восторженно, и главное, единодушно. Нового певца признали все, на русской сцене появилась новая звезда первой величины.

    В жизни же Собинов был образованным, интеллигентным человеком. Был очень прост в обращении, внимателен к собеседнику. Леонид Витальевич обладал прекрасным чувством юмора, был невероятно остроумен. Своими шутками и остротами всегда веселил и зажигал всех окружающих. Только по своему легкомыслию кто-нибудь пробовал в этом состязаться и обычно терпел поражение.

    Все окружающие единодушно признавали его обаяние, он был постоянно в центре внимания и все как бы «заряжались» от него весельем, жизнерадостностью молодостью и любовью.

    Леонид Витальевич был очень бескорыстным человеком. Сам побывав на студенческой скамье, он огромную часть заработка от концертов отдавал в пользу неимущих, студентов. Был чуток к любому горю. В его доме всегда было много гостей. Бывало, он мог спросить жену: «А кто это там с усами, с краю?»

    Собинов очень много сделал для своих земляков ярославцев. На его деньги содержалась библиотека, от него получали денежную и даже продуктовую помощь самые бедные и обездоленные.

    Хотелось бы сказать, что у Собинова был поэтический дар. Кроме экспромтов и блестящих эпиграмм у него было огромное количество серьезных стихотворений.

    Куда бы ни стремился я
    Мой взор встречает только горы
    Они, замкнув небес края,
    Несут моей душе затворы
    Но как мне жителю равнин
    Постичь красу нагромождений?
    Величье снежное вершин
    И красоту орла парений
    Мне дорог русский наш простор.


    Творческая деятельность Собинова была разнообразна. Большое место занимала концертная деятельность. Леонид Витальевич выступал не только на сценах Москвы, Петербурга, Киева, но и на великих сценах Европы. И везде его сопровождала громкая слава и успех.

    Однажды концертное турне привело Собинова на берега Волги. Подъезжая к Саратову Собинов воскликнул: «Ну, вот и моя матушка Волга! Родная моя!».И тут на этих концертах радовалась не только публика, радовался всей душой и Собинов, пел с особенным подъемом.

    В 1934 году Собинов скончался. На могиле Леонида Витальевича скульптор Мухина изобразила лебедя. Она говорила так: «У русских людей лебедь является символом чистоты, о чище человека, чем Собинов, я не знала».

    Наш теплоход подплывает к городу Казани - крупнейшему промышленному и культурному центру Татарстана.

    Первое упоминание о Казани относится к 1177 году, к концу XIV века она становится крупным торговым центром международного значения. После разорения города Булгар войсками московского князя Василия в 1431 году роль политического, экономического и культурного центра Волжской Булгарии окончательно переходит к Казани. К началу ' XVI века Казань становиться одним из крупнейших городов Восточной Европы. Численность ее достигает 50 тысяч человек. До 15 октября 1552 года Казань столица Казанского ханства. Войска Ивана Грозного в 1552 году осадили город и взяли его. Об этом событии сохранилась песня. (Звучит песня, в которой рассказывается о взятии Грозным Казани). Русский композитор М.П. Мусоргский включил ее в свою оперу «Борис Годунов» и вложил ее в уста беглого монаха Варлаама. Мы послушаем эту песню в исполнении Ф. Шаляпина, который родился и провел свое детство в Казани.

    Сейчас Казань крупный железнодорожный узел, крупнейший речной порт, промышленный центр.

    В Казани 11 вузов - университет (основан в 1804 году), педагогический, медицинский, технический, финансово-экономический и другие.

    В городе 7 театров. Из памятников архитектуры города следует прежде всего назвать Казанский собор, Казанский Кремль, - мечеть Марджани, башня Сююмбике.

    Учитель:

    Наш теплоход отправляется к конечному пункту нашего путешествия городу Симбирску -Ульяновску.

    Пока наш теплоход плывет вспомним историю возникновения города.

    Ученик:

    Симбирск был заложен в 1648 году по указу царя Алексея Михайловича воеводой Богданом Хитрово. Он сам выбрал место для будущего опорного пункта оборонительной линии. Место выбрано было удачно: на высоком волжском берегу, в излучине Свияги и Волги.

    Богдан Матвеевич Хитрово (1615 -1680) боярин, дворецкий и оружейный царя Алексея Михайловича, основатель города Симбирска, участник- взятия Смоленска, Минска во время войны 1653 -1667 гг.

    Один из просвещеннейших людей своего времени, возглавлял царские художественные мастерские, Оружейную палату.

    Деревянный кремль имел форму четырехугольника и был обнесен бревенчатой стеной, по углам и сторонам которых возвышались башни. Вокруг стены был выкопан глубокий ров. Первым воеводой Симбирска был назначен стольник Иван Касмынин, который и продолжил строительство города - крепости. Крепость стояла на оборонительной линии, которая называлась засечной.

    Ученик:

    Одним из собирателей культурных ценностей и фольклора был Садовников.

    Учитель:

    Д.Н. Садовников - поэт и фольклорист.

    Далеко не часто на долю даже больших поэтов выпадает счастье -создать творение, близкое, родное народу, признанное народом за свое. Такое, как к примеру, знаменитая песня «Из-за острова на стрежень». У же более века над необъятными просторами нашей Родины звучат слова этой величественной песни. Ее творец - Д.Н. Садовников. Его поэтическое наследие и подлинно художественно и оригинально: оно не просто близко к народному творчеству, но выросло из него и в лучших своих достижений воедино сливается с ними.

    Садовников - будущий поэт, собиратель фольклора и этнограф -родился 25 апреля 1847 года в Симбирске. Выходец из небогатой дворянской семьи, он рано потерял родителей. Жил недолго, трудно, но радостно. Мальчик обладал незаурядными способностями: с пяти лет много и увлеченно читал, в восьмилетнем возрасте - сочинял стихи. В совершенстве овладел четырьмя иностранными языками. Едва ему исполнилось 9 лет, а он уже собрал и составил сборник из всего, что читал о природе. Жажда творчества, стремление к неустанному собирательству, возникшие у него в детстве, остались на всю жизнь, составили суть его существования. Учился Д.Н. Садовников в гимназии родного Симбирска, которую ему не довелось закончить: из седьмого класса он вынужден был уйти -пришлось зарабатывать на жизнь уроками. Попытка поступить в Московский университет закончилась неудачно, тогда Садовников самостоятельно проходит университетский курс и в 1870 году сдает экзамен на звание домашнего учителя.

    Возвратившись в Симбирск, Д.Н. Садовников работает учителем недалеко от города, родной город, Заволжье познакомили его с богатейшим песенным и сказочным материалом. В деревне Новиковке Садовников встретился с талантливым волжским рассказчиком Абрамом Кузьмичем Новопольцевым, который, по свидетельству знатока фольклора профессора М.К. Азадовского, «по количеству и разнообразию записанных от него текстов, по богатству своего репертуара ... занимает бесспорно первое место». От него Садовников записал более семи десятков сказок самых разнообразных по тематике и содержанию.

    Он любил Волгу, волжан, родные края, которые исходил и изъездил вдоль и поперек, отыскал талантливых и самобытных сказочников, бережно-записал их вдохновенные рассказы, передал их трепетный голос и живую речь. Все лучшее из собранного вошло в его сборники «Загадки русского народа»(1876) и «Сказки и предания Самарского края»(1884). Книга «Загадки русского народа» по праву занимает почетное место в одном ряду с такими классическими сборниками русского народного творчества, как «Пословицы русского- народа» В.И. Даля и «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева.

    Это действительно уникальная книга - в ней отразились поэтический взгляд народа, его быт, труд, явления природы, мир животных.  

    Садовников вошел, в историю отечественной культуры и как самобытный поэт, выступивший в литературе 70 - 80 годов с историческими темами, основанными на народных легендах и преданиях. В многочисленных журналах - появлялись его стихи, статьи, блестящие Переводы. Его герои - простые русские люди, мужественные, героические, чистые, неподкупные, Твердые и самоотверженные, раскрывающиеся до конца только на свободе. Разгадку необыкновенной русской души он искал в отечественной истории, в народном творчестве. Его уже давно и справедливо величают певцом Волги и воли, о его поэзии хорошо сказано, что в ней все русское, самобытное и при чтении ее невольно вспоминаются пушкинские строки: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»; Заслуженно называли его и «Васнецовым русской поэзии».

    В своей любви к Волге Д.Н. Садовников не раз признавался сам: «Волга была, если -хотите, моей первой любовью, первое представление о прекрасном связано с ней».

    Тебе несу стихи, река моя родная
    Они навеяны и созданы тобой....
    Простор песков твоих, лесов живые краски,
    Разливы вешние ликующей воды
    И тёмных Жигулей предания и сказки,
    На них оставили заметные следы...
    И вот несу тебе знакомых песен звуки,
    Tы напевала их, тобой они полны.


    («К Волге»)

    Тесное общение с народом, кропотливое, изучение его устного творчества - вот глубинная основа ytfiexa его собственных произведений, вот что позволило поэту создать подлинно народные песни.

    Одна из них, «Из - за острова...».Стихотворение появилось в 1883 году. На одном mf литературных вечеров в Москве его под аккомпанемент гуслей исполнил известный писатель, тесно связанный с Волгой - С.Г. Скиталец. Гак начиналась жизнь и бессмертная слава ставшей народной песни.

    Любовно окруженная народными легендами, свято хранящая намять о своих сыновьях и дочерях - могучая и вольная - такой видит и воспевает поэт Волгу.

    Самое поэтическое лица русской истории, как называл Степана Разина Пушкин - в центре внимания поэта. Ему он посвятил многие произведения - «Атаман и есаул», «В Жигулях», «Стенькина шуба» и другие. И неизменно в его изображении Разин - друг бедняков, гроза бояр и богатеев, он беззаветно любит Родину, жестоко карает неправых. Народ наделил Разина чертами богатыря, сказочного героя, которого и пуля не берет.

    Одним из любимых его героев также и сильная, волевая русская женщина Усолка - богатырка, Дуня («Богатырь - девка). Такие женские типы вырастали в приволжском раздолье, хранились в народной памяти, и ярко запечатлел их в своем творчестве.

    Прекрасны в изображении Садовникова волжские пейзажи, сделанные легкими, но очень точными, выразительными штрихами:

    Ущелья залиты весеннею водою
    Меж нёбом и землей на голубом просторе
    Красавцы Жигули вздымаются грядой
    Как остров, брошенный в раскинутое море...


    В последний период творчества Садовников много переводим из Байрона, Лонгфелло, Теннисона, Эдгара По, Гейне... Как правило, он обращался к переводу поэтов, воспевавших сильных людей, бережно относился к оригиналу, стремился передать красоту и неукротимость духа их героев.

    Быстро росла известность поэта, ширились его творческие связи, он вынашивал большие планы, ему предсказывали большое будущее. Садовников хорошо [знал Тургенева, Сурикова, поэта - самоучку Дрожжина, встречался с Айвазовским, Репиным, Достоевским.

    В 1883 году, сломленный постоянной нуждой, борьбой за хлеб насущный, болезнью, 'Садовников преждевременно умер в самом расцвете творческих сил, на 37 -м году жизни. Но его жизнь продолжается, живо его творческое наследие, словно о своих песнях писал поэт:
    И песня та путиной долгой 'И величава, и стройна -Несется вместе с синей Волгой

    Кидая в душу семена...
    Кто песню вольную заслышит
    Кто от души ее споет
    Любое сердце расколышет,
    Любые цепи разорвет...
    Тебе несу стихи, река моя родная
    Они - навеяны и созданы тобой
    Мелькали предо мной, окраскою сверкая
    Как рыбки вольные сверкают чешуей
    Простор песков твоих лесов живые краски,
    Разливы вешние ликующей воды
    И темных Жигулей предания и сказки
    На них оставили заметные следы.
    Я вырос близ тебя, среди твоей природы
    На берегах твоих и речь свою ковал
    В затишье вечеров и в шуме непогоды,
    Когда, сердитая, ты разгоняла вал...
    И я не позабыл, живя с собой в разлуке
    Разбега мощного твоей живой волны,
    И вот несу тебе мятежных песен звуки
    Ты навевала их, тобой они полны!


    Учитель:

    Мы начинаем последнюю нашу тридцатку.

    Она называется «Град Симбирск славный и похвальный».

    Природные условия местности, на которой появился город, оказали решающее влияние на его становление и последующее развитие. Симбирск расположился на правом, нагорном берегу Волги, образующем выступ в сторону реки, что обеспечивало свободный обзор водных пространств со стороны юго-восточных подходов. В начальный период существования города его планировка характеризовалась расположением крепости и направлениями основных дорог, радикально расходящихся от крепости в разные стороны. Градостроительная структура и.природный ландшафт с самого начала возникновения города тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь хорошо прослеживается на планах города.

    Ученик:

    (Звучит музыка)

    Дом Дворянского собрания построен в 1847 году. Автором проекта был архитектор Бенземан. Великолепие. и изящество здания отмечались современниками с первых лет его существования.

    Естественные условия местности способствуют зрительному ощущению величия здания. Его центральная часть слегка выступает вперед и на главном фасаде украшена восемью колоннами ионического ордера, поднимающимися вверх между рядами окон и
    Мне памятны такие ночи Когда на Волгу с высоты Глядятся звезды словно очи А Волга, двигая плоты
    Своими светиться кострами И темной ночью невдомек Где небо? Высоко над нами Иль на земле у наших ног?
    Их два: то небо недвижимо В покойной тонет глубине А это проплывает мимо Послушно медленной волне, заканчивающимися капителями с пружинящими линиями завитков, отлитых из чугуна.

    Богат и лаконичен образ здания, в архитектурных формах которого отражено глубоко человеческое содержание.

    Ионические колонны в представлении древнегреческой архитектуры выражали пропорции, красоту, нежность женского тела.

    Начиная с 1925 года все здание было передано библиотеке и получило название Дворца книги.

    (Звучит марш Мендельсона) Ученик:

    Здание бывшего купеческого особняка, - характерный памятник архитектуры начала XX века, в котором использованы свободная планировка, асимметрично построенные объемы и элементы подражания нескольким стилям - от более сдержанного барокко во внешнем облике дома до красочного и яркого стиля рококо в гостиной. Особую художественную ценность представляют -парадная беломраморная лестница, вестибюль с приемной, зимний сад. Интенсивность и богатство отделки интерьеров постепенно нарастают от парадной лестницы к гостиной. Стены лестницы украшены в верхнем ярусе пилястрами, венками и гирляндами, а также тремя большими прямоугольными зеркалами.

    А построил это чудо архитектор Ашенков в 1901 году. В настоящее время его занимает Дворец бракосочетания. Ученик:

    Небольшие вспомогательные архитектурные сооружения, к которым относятся решетки оград, принято называть малыми архитектурными формами.

    Выделяется изяществом исполнения садовая ограда особняка Дворца бракосочетания. Авторами проекта являлись Анненков и Шадэ. Ограда состоит из целого ряда отдельных звеньев, закрепленных на постаменте в виде сплошного каменного цоколя.

    В завершающей чаЬти помещен стилизованный рог изобилия, в котором закреплена веточка с крупной розой и бутонами, а также двумя дубовыми листьями с желудями как бы вырастающими из одного корня. Здесь будто сплелись в едином образе прочность и твердость с нежностью и красотой, что так характерно для всего многообразного лика природы.

    Ученик:

    Культовое зодчество было разнообразным и примечательным, так как включало сооружения разных эпох и стилей.

    На углу улиц Ленина и Железной дивизии стоит здание лютеранской церкви. Лютеранская церковь построена в 1847 году в готическом стиле. Благодаря гармоническому сочетанию конструкции и архитектурных форм достигается удивительная образность и изящество. Здесь синтезированы основные виды изобразительного искусства: архитектура и скульптура, цветные витражи и живопись.

    А когда храм наполняется музыкой воздействие этих искусств во много раз усиливается.

    Ученик:

    Более ста лет назад в панораме центральной части Симбирска появился внушительный силуэт нового здания военной гимназии. Она была открыта в 1873 году. Современность и новизна здания заключались не только в его больших размерах и новейших системах отопления и вентиляции. В его внешнем облике воплотились черты национальной русской архитектуры, обращение к которой было характерно для 70-х годов XIX века. Здесь сочетаются и мощь стен древних крепостных сооружений и легкий рисунок кирпичных узоров. В последнее время здесь располагается суворовское училище.

    В южной части бульвара Новый Венец у самой кромки косогора стоит двухэтажное белое здание областной филармонии. Открытое со всех сторон порывам волжского ветра, оно напоминает ласточкино гнездо, прилепившееся на краю гигантского обрыва.

    Примечательно то, что во время основания города на этом участке располагалась одна из боевых угловых башен деревянной крепости. Отсюда хорошо просматривались часть восточной и вся южная сторона Волги и заволжские дали. С Венца в ясную погоду была видна церковь в Сенгилее. По своему назначению новое здание явилось типичным Народным домом. В плане здание представляет букву «Т» с вестибюльрой группой помещений с фойе на переднем плане и концертным залом.

    Автором проекта был Ливчак. Здание было построено в 1901-1910 годах. Оно является памятником архитектуры, формирующим площадь Ленина и бульвар Новый Венец.

    Ученик:

    Здание губернского правление расположено на бульваре Новый Венец и занято сейчас с/х академией. Построено оно в 1807 году по образцовому проекту - Захарова. Архитектурный стиль здания -русский классицизм. Этот стиль основывался на достижениях античной архитектуры. Характерной его особенностью этого здания является то, что построенное рядом с центральной частью Симбирска, оно своим главным фасадом обращено к Волге.

    Лаконичные, строгие и ясные архитектурные формы, рациональная планировка помещений вполне соответствовали взглядам и вкусам своего времени. Сравнительно крупные по отношению к фронтону колонны придают ощущение легкости в целом, что удачно гармонирует со всем обликом здания и зрительно связывает его с окружающим пространством.

    Ученик:

    Дом Гончарова.

    Дом-памятник Гончарову был построен в 1910 году.

    Как сооружения, имеющие общественно-политическое значение и несущие огромную эмоциональную нагрузку, дома-памятники играют большую роль' в градостроении, формируя лицо того или иного общественного центра.

    Характерной особенностью архитектуры города является то, что здания своим главным фасадом обращены к Волге.

    Градостроительное значение великой русской реки оказало существенное значение.

    Не случайно темой нашего урока является «Вниз по Волге-реке».

    Тем самым мы хотели подчеркнуть значимость реки Волги в судьбах народов населяющих ее берега.

    Волга - это источник жизни, это - сама Родина.

    (Музыка.)

    Проверка таблицы.

    Подведение итогов урока.



    Просмотров: 19255 | Добавил: Linaris | Теги: интегрированный урок | Рейтинг: 5.0/1