План-конспект открытого урока изобразительного искусства, проведенного в рамках городского семинара в форме творческого отчета МБОУ «СОШ №75» по теме: «Развитие ключевых компетенций» 20 декабря 2013 года.
Учитель:Шамсутдинов Рамиль Фарукович
Тема: Мотивы Жостова.
Цели и задачи урока:
-познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово;
-показать принцип построения композиции, используя элементы росписи;
-развивать творческие способности учащихся;
-способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся;
-воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ
Зрительный ряд: мультимедийное оборудование; презентация.
Музыкальный ряд: народная музыка.
Результат урока:
Формирование универсальных учебных действий:
-уважение к культурным традициям народа России; умение работать в группе, оценивать свою работу и работы одноклассников (личностные УУД);
-освоение способов выполнения поэтапного приема жостовской росписи; работать с информацией, представленной в форме рисунка; устанавливать причинно-следственные связи в выполнении этапов жостовской росписи (познавательные УУД);
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей (регулятивные УУД);
-готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения (коммуникативные УУД).
Методическое оснащение занятия:
Дидактический материал для педагога:
Образовательная программа, тематическая литература, образец изделия, учебные плакаты, работы учащихся прошлых лет.
Дидактический материал для воспитанников:
Презентация на тему: «Жостовская роспись»
Материально-техническое оснащение занятия
Для детей: бумага, акварель, карандаши, кисти.
Для педагога:, мультимедийный проектор, образовательная программа , бумага, акварель, кисти, карандаши.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная работа.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические.
Наглядные: схемы, рисунки, образцы, демонстрация готового изделия,
показ способов действия, иллюстрации.
Практические: рисунки жостовских подносов
Предварительная работа: создание презентации, подготовка схемы работы,
раздаточного материала, изготовление наглядных пособий.
Использованные педагогические технологии: компьютерная, развивающая,
объяснительно-иллюстративная, индивидуально-групповая.
формирование умений и получение навыков рисования в технике акварели и гуаши
Методы:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
- словесные (беседа, рассказ);
- наглядные (демонстрация видео материалов, использование технических средств);
- практические (выполнение творческих заданий).
по степени активности и познавательной деятельности учащихся:
- объяснительный;
- иллюстративный;
- исследовательский.
по логичности подхода:
- дедуктивный;
- аналитический.
Приемы:
- преподнесение научно проверенных знаний;
- соответствие психолого-физиологическим особенностям учащихся;
- последовательность и систематичность в изучении материала;
- доступность;
- наглядность;
- индивидуальный подход.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Сколько сказочных мест у России!
Городов у России не счесть!
Может где-то бывает красивей,
но не будет роднее, чем здесь!
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку, наличие альбомов, кисточек, красок, палитры.
2.Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.
Мы живем в динамичный век, век быстрого развития научно-технического прогресса. Сегодня никого не удивишь музыкальными центрами, видеомагнитофонами, смартфонами, электронными книгами, планшетами. Однако, наряду с последними достижениями технического прогресса почти в каждом доме имеются произведения народных мастеров-дымковские игрушки, хохломская посуда, городецкие стульчики, разделочные доски, расписные подносы.
-Какие изделия народных мастеров у вас есть дома? (дымковские игрушки).Слайд 2.
-Что характерно для дымковских игрушек?( на белоснежном фоне яркие кружочки, полоски красного, синего, желтого цветов).
-Какой художественный промысел отличается белым фоном? (гжель). Слайд 3,4
-Каковы особенности гжельской росписи? (на белом фоне роспись выполняется синим кобальтом, при обжиге при 1350 градусов по Цельсию кобальт с глазурью приобретают оттенки от нежно голубого до темно-синего оттенков с ярким блеском).
-Какой народно-художественный промысел сравнивают с золотом? Cлайд5,6.
(золотая Хохлома)
-Каковы особенности хохломской росписи? (золотистый фон, ярко-красные ягоды, листья с зубчатыми краями с прожилками).
-Какой промысел развивается в Нижегородской области наряду с хохломской?-(городецкая) Слайд 7,8.
-Для чего они нужны, как вы думаете?
Совершенно верно. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные вещи, а как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением нашего быта.. В этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность.
Сегодня мы постараемся провести урок мастерства по овладению приемами росписи одного из известных промыслов росписи металлических изделий.
-Как называется этот промысел?
Совершенно правильно. Жостовская роспись.Слайд 14.
-Что характерно для жостовской росписи, какие мотивы преобладают? ( цветочные, полевые, садовые).Показ слайдов30,34,35.
-Чем было вызвано появление жостовских подносов? (увлечение китайским « лакерным», «лаковым» искусством.
- Подносы каких форм вам запомнились? (круглые, овальные, восьмиугольные, фигурные….)
- Где развивается данный промысел? (в деревне Жостово под Москвой и в Нижнем Тагиле ).
3.Изучение нового материала. Информация сопровождается показом слайдов.
В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла Жостово.
Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон.
Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.
Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.
Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.
Этапы и приёмы росписи. Рассказ учащихся об этапах работы. Демонстрация слайдов.
Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.Слайд 24.
Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.Слайд 28.
Тенёжка – художник наносит цветные тени, появляется объём.Слайд25.
Прокладка- один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.Слайд 26.
Бликовка – наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.Слайд 27.
Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.Слайд 29.
Уборка- украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Без уборки изделие выглядит незаконченным.Слайд 30.
Варианты композиций. Показ вариантов размещения.
«Букет враскидку»
«Венок»
«Ветка с угла»
«Букет собранный»
Особенности композиции
-равновесие узоров
-яркость красок
-звучность, подчеркнутая лаковым фоном.
4. Практическая работа.
Инструктаж к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа.
Индивидуальная помощь детям.
Итог урока. Рефлексия. - Какова была тема урока? (Жостовская роспись)
- С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (приёмы жостовской росписи: размалёвка, тенёжка, бликовка, уборка.)
- Из чего состоит композиция жостовской росписи? (Цветы, букеты)
- В чём особенность жостовской росписи и в чём её декоративность?
- Почему жостовскую роспись можно назвать народным художественным промыслом?
- Почему это искусство много лет живёт и не умирает.
- Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.
В России почти не было таких мест, где люди с давних времён не занимались бы каким–нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Народные умельцы радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Их труд и талант приумножают славу Росси. Теперь и вы, ребята, знаете эти секреты и при желании можете стать настоящими мастерами жостовского народного художественного промысла. Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.
Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы!
Спасибо за работу! До свиданья!
|