Воскресенье, 28.04.2024, 01:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Педагогическая копилка идей

Форма входа
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Январь » 21 » "Мотивы Жостова"
    21:02
    "Мотивы Жостова"

    План-конспект  открытого урока изобразительного искусства, проведенного в рамках городского семинара в форме творческого  отчета МБОУ «СОШ №75» по теме: «Развитие ключевых компетенций»  20 декабря 2013 года.

    Учитель:Шамсутдинов Рамиль Фарукович

    Тема:  Мотивы Жостова.

    Цели и задачи  урока:

    -познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – Жостово;

    -показать принцип построения композиции, используя элементы росписи;

    -развивать творческие способности учащихся;

    -способствовать проявлению аккуратности в работе, развитию фантазии и наблюдательности учащихся;

    -воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

    Тип урока:  комбинированный, с применением ИКТ

    Зрительный ряд:  мультимедийное оборудование; презентация.

    Музыкальный ряд: народная музыка.

    Результат урока:

    Формирование универсальных учебных действий:

    -уважение к культурным традициям народа России; умение работать в группе, оценивать свою работу и работы одноклассников (личностные УУД);

    -освоение способов выполнения поэтапного приема жостовской росписи; работать с информацией, представленной в форме рисунка; устанавливать причинно-следственные связи в выполнении этапов жостовской росписи (познавательные УУД);

    -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей (регулятивные УУД);

    -готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение  и аргументировать свою точку зрения  (коммуникативные УУД).

    Методическое оснащение занятия:

    Дидактический материал для педагога:

    Образовательная программа, тематическая литература, образец изделия, учебные  плакаты, работы учащихся прошлых лет.

    Дидактический материал для воспитанников:

    Презентация  на тему:  «Жостовская роспись»

    Материально-техническое оснащение занятия

    Для детей: бумага, акварель, карандаши, кисти.

    Для педагога:, мультимедийный проектор, образовательная программа , бумага, акварель, кисти, карандаши.

    Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная работа.

    Методы и приемы:

    Словесные: рассказ, беседа, вопросы, напоминания, поощрения, практические.

    Наглядные: схемы, рисунки, образцы, демонстрация готового изделия,

    показ способов действия, иллюстрации.

    Практические:  рисунки жостовских подносов

    Предварительная работа: создание презентации, подготовка схемы работы,

    раздаточного материала, изготовление наглядных пособий.

    Использованные педагогические технологии: компьютерная, развивающая,

    объяснительно-иллюстративная, индивидуально-групповая.

    формирование умений и получение навыков рисования в технике акварели и гуаши

    Методы:

    по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:

    - словесные (беседа, рассказ);

    - наглядные (демонстрация видео материалов, использование технических средств);

    - практические (выполнение творческих заданий).

    по степени активности и познавательной деятельности учащихся:

    - объяснительный;

    - иллюстративный;

    - исследовательский.

    по логичности подхода:

    - дедуктивный;

    - аналитический.

    Приемы:

    - преподнесение научно проверенных знаний;

    - соответствие психолого-физиологическим особенностям учащихся;

    - последовательность и систематичность в изучении материала;

    - доступность;

    - наглядность;

    - индивидуальный подход.

    Велика Россия наша,
    И талантлив наш народ.
    О Руси родной умельцах
    На весь мир молва идет!

    Сколько  сказочных  мест  у  России!

    Городов  у  России не  счесть!

     Может  где-то  бывает красивей,

     но  не будет роднее, чем здесь!

    Ход урока

    1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку, наличие альбомов, кисточек, красок, палитры.

    2.Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по пройденному материалу, с использованием презентации.

    Мы живем в динамичный век, век быстрого развития научно-технического прогресса. Сегодня никого не удивишь музыкальными центрами, видеомагнитофонами, смартфонами, электронными книгами, планшетами. Однако, наряду с последними достижениями технического прогресса почти в каждом доме имеются произведения народных мастеров-дымковские игрушки, хохломская посуда, городецкие стульчики, разделочные доски, расписные подносы.

    -Какие изделия народных мастеров у вас есть дома? (дымковские игрушки).Слайд 2.

    -Что характерно для дымковских игрушек?( на белоснежном фоне яркие кружочки, полоски красного, синего, желтого цветов).

    -Какой художественный промысел отличается белым фоном? (гжель). Слайд 3,4

    -Каковы особенности гжельской росписи? (на белом фоне роспись выполняется синим кобальтом, при обжиге при 1350 градусов по Цельсию кобальт с глазурью приобретают оттенки от нежно голубого до темно-синего оттенков с ярким блеском).

    -Какой народно-художественный промысел сравнивают с золотом? Cлайд5,6.

    (золотая Хохлома)

    -Каковы особенности хохломской росписи? (золотистый фон, ярко-красные ягоды, листья с зубчатыми краями с прожилками).

    -Какой промысел развивается в Нижегородской области наряду с хохломской?-(городецкая) Слайд 7,8.

    -Для чего они нужны, как вы думаете?

    Совершенно верно. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные вещи, а как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением нашего быта.. В этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность.

    Сегодня мы постараемся провести урок мастерства по овладению приемами росписи одного из известных промыслов росписи металлических изделий.

    -Как называется этот промысел?

    Совершенно правильно. Жостовская роспись.Слайд 14.

    -Что характерно для жостовской росписи, какие мотивы преобладают? ( цветочные, полевые, садовые).Показ слайдов30,34,35.

    -Чем было вызвано появление жостовских подносов?  (увлечение  китайским « лакерным», «лаковым»  искусством.

    - Подносы каких форм вам запомнились? (круглые, овальные, восьмиугольные, фигурные….)

    - Где развивается данный промысел?  (в деревне Жостово  под Москвой и в Нижнем Тагиле ).

    3.Изучение  нового материала.  Информация  сопровождается показом слайдов.

      В нашей огромной стране очень много народных умельцев, которые создают изделия декоративно-прикладного искусства. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово.  Сегодня мы остановимся здесь и познакомимся с истоками и современным развитием народного промысла  Жостово.

     Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. 

    Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

    Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше. Их изготавливали наряду со шкатулками и табакерками. В богатых домах встречались и металлические подносы, изготовленные на Урале и в Санкт-Петербурге. И вот в первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.

    В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

    Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками.

    В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. 

    Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием  можно встретить немало интересных тональных разработок: букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д. 

    Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.

    Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил. Посмотрите, как составляют букет на подносе.

    Этапы и приёмы росписи. Рассказ учащихся об этапах работы. Демонстрация слайдов.

    Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев.Слайд 24.

    Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов.Слайд 28.

    Тенёжка – художник наносит цветные тени, появляется объём.Слайд25.

    Прокладка- один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.Слайд 26.

    Бликовка – наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым.Слайд 27.

    Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое.Слайд 29.

    Уборка- украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Без уборки изделие выглядит незаконченным.Слайд 30.

    Варианты композиций. Показ вариантов размещения.

    «Букет враскидку»

    «Венок»

    «Ветка с угла»

    «Букет собранный»

    Особенности композиции

    -равновесие узоров

    -яркость красок

    -звучность, подчеркнутая лаковым фоном.

    4. Практическая работа.

    Инструктаж к самостоятельной работе.

    Самостоятельная работа.

    Индивидуальная помощь детям.

    Итог урока. Рефлексия. - Какова была тема урока? (Жостовская роспись)

    - С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (приёмы жостовской росписи: размалёвка, тенёжка, бликовка, уборка.)

    - Из чего состоит композиция жостовской росписи? (Цветы, букеты)

    - В чём особенность жостовской росписи и в чём её декоративность?

    - Почему жостовскую роспись можно назвать народным художественным промыслом?

    - Почему это искусство много лет живёт и не умирает.

    - Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.

    В России почти не было таких мест, где люди с давних времён не занимались бы каким–нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Народные умельцы радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Их труд и талант приумножают славу Росси. Теперь и вы, ребята, знаете эти секреты и при желании можете стать настоящими мастерами жостовского народного художественного промысла. Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

    Сегодня на уроке все работали хорошо. Молодцы!

    Спасибо за работу! До свиданья!

    Просмотров: 1319 | Добавил: Linaris | Рейтинг: 5.0/1