Пятница, 10.05.2024, 09:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Педагогическая копилка идей

Форма входа
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2011 » Январь » 2 » Морским судам быть
    20:27
    Морским судам быть


    Тема урока:
    "Морским судам быть!"
    Цели и задачи:
    1. расширение знаний учащихся об истории российского флота;
    2. показ неразрывной связи истории флота с живописью и музыкой;
    3. воспитание интереса к истории своего Отечества;
    4. развитие поисково-познавательных интересов;
    Алгоритм урока:

    1 узел "Буря и натиск"
    Синопский бой
    Аукцион знаний

    2 узел "Сила и мощь"
    Открытие новых материков
    Русско-японская война
    Флот в годы Великой Отечественной
    Аукцион знаний

    3 узел "Мираж и явь"
    Развитие современного российского флота
    Исследования учащихся
    Аукцион знаний



    Мы сегодня отправляемся в плавание, в ходе которого охватим развитие российского флота за более 300 лет: от Петра 1 до наших дней. На борту нашего  корабля развевается флаг военно-морских сил России. А сигнальные флажки помогут нам ориентироваться в плавании.

    Капитан корабля: учитель истории

    Штурман:учитель изобразительного искусства

    Радист:учитель музыки


    Наш рассказ о российском флоте, о людях в форме,народом особо почитаемым. О тех, кто строил корабли, о дальних походах и проблемных морских узлах, что навязали столетия, и о том,как их учились развязывать.
    Сегодняшний юбилей-дата в чем-то условная. Россияне ходили по водам, в том числе на боевых судах, задолго до того,как юноша Петр-1 отыскал в царственном наследии тот самый знаменитый Свиток. Другое дело, что страна закрепилась на морях действительно при Петре Великом. От него же, Петра строгое почитание формы, оружия. В морском уставе имелась статья:"Если кто свой мундир или ружье проиграет, продаст или в залог отдаст,оный имеет быть в первой или в другой раз жестоко наказан, а в третий раз расстрелян или на галеру сослан быть... Статья скорее для острастки: какой россиянин, морскому братству преданный, позволит себе такое.
     Время совершенствовало корабли, выучку, меняло морскую форму.Та же бескозырка в нынешнем виде появилась только в 70-е годы прошлого века. Бескозыркой,как и принадлежностью к флоту, моряк гордился всегда. В годы Великой Отечественной сколько их воевало на сухопутье, но перед атакой доставал матрос бескозырку:знай наших, мы флотские.
    Всеми достоинствами обладает морская душа: отвагой, патриотизмом, верностью, флотская выучка и сегодня пополняет традиции, опыт поколений крепит послужные устои.
    ...В вечном беге к берегу морская волна. А корабли, погостив в родных портах, опять устремляются в неоглядную синеву.
        Звучит фонограмма:Звон корабельного колокола.

          Первый узел:  "Буря и натиск"
    Военно-морской флот ведет свое начало от решения Боярской Думы 20 октября 1696 года "Морским судам быть!"
    С этого времени в общественное сознание россиян усиленно стали внедряться новые понятия, связанные с военно-морской службой и флотом, строительство которого рассматривалось царем как задача первостепенной государственной важности. Первым кораблем был ботик, который принадлежал когда-то деду Петра. Юный царь заинтересовался этим кораблем и начал изучать морское дело.
    Россия в петровское время не имела выхода к морям. Первый его задачей было осуществление выхода к морям. Первый его поход был Азовский, бои шли за выход к Черному морю, этот поход закончился неудачей.
    Тогда взор Петра обратился к Балтийскому морю,на Балтике господствовала Швеция,она тогда была самым сильным государством в Европе. У нее была могущественная армия и флот. Выход был один- воевать со Швецией. Началась длительная война, которая получила название :Северной.Сначала победили шведы.Затем Петр-1 одержал ряд побед:шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой,но у Швеции оставался флот ,который господствовал на Балтике. В1714 году произошло знаменитое сражение при мысе Гангут.
    У русского командования было 99 судов с 15 тысячным десантом на борту. План был таков: занять Аландские острова и в случае успеха высадиться на территории Швеции. Петр-1 решил построить Гангутский перешеек деревянный помост для переброски в район к западу от Гангута нескольких судов, чтобы нанести внезапный удар противнику с тыла. Через 2 дня , 25 июля, узнав от местных рыбаков о строительстве переволоки, командующий шведской эскадрой послал к месту строительства 10 своих кораблей под командованием адмирала Эреншильда, разделив тем самым свой флот. Эти незамедлительно воспользовался Петр-1. Утром следующего дня, пользуясь безветрием и внезапностью, он направил в прорыв мимо шведского отряда свой авангард и суда дозора.27 июля к прорвавшимся ранее 35 галерам присоединились остальные суда русского регулярного флота. В этот же день русский авангард напал на оставшиеся у Гангута суда Эреншильда и после ожесточенного 3-го боя взял их на абордаж. Победа русского флота была полной:все 10 шведских кораблей были пленены. Гангутская победа-первая крупная победа русского регулярного флота обеспечила занятие русскими войсками всей Финляндии и перенесение боевых действий на территорию самой Швеции.
    Победа при Гангуте была торжественно отпразднована, а участники сражения щедро награждены. Среди получивших повышение в чине оказался и Петр-1, ставший вице-адмиралом. Швеция в 1721 году подписала мирный договор, по которому Россия получила земли северо-восточного побережья Финского залива. С целью укрепления на берегах Балтийского моря Петр-1 начал строительство города Санкт-Петербурга.
    Пушкин в "Медном всаднике" писал:
    "И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу:
    Здесь город будет заложен
    Назло надменному соседу:Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море".

    Описание картины В.Серова "Пётр-1", созданной в 1907 году.
    Звучит музыка Поля Дюка "Фанфары"
    Деяния Петра описаны историками,литераторами,они нашли отражение и в изобразительном искусстве. Доказательством тому-картина В.Серова "Петр-1", созданная в 1907 году.
    Строительство Петербурга хорошо отражено в картине Серова. Панорама Петербурга, корабли у берега,сваи, лодка, чайки в сером небе, свежий морской ветер, зодчий с палкой в руках, денщик согнувшийся навстречу ветру, в центре-огромная фигура Петра-1 с непокрытой головой, в простом коричневом кафтане и с тяжелой дубинкой в руках. Прямой, суровый, весь устремленный вперед, он шагает гигантскими шагами,и, кажется, нет такой силы, которая бы остановила преобразователя России.
      Не желая оставить Россию "однорукой" ,Петр-1 к концу Северной войны стремительно "наращивал мускулы на ее руке".
    Звучит музыка из оперы Вагнера "Золото Рейна".
       Как прекраснейшая из Афродит, вырастал из клочковатой холодной балтийской пены , из небытия русский военно-морской флот,затканной белой кипенью парусов, таившей смертоносные жерла пушек. И как всякое чудо, внезапное появление на свет грозной морской силы топило все остальные чувства в восторге и восхищении: до сих пор историки с гордостью отмечают, что к концу царствования Петра-1 русский флот насчитывал более 30 линейных кораблей, немалая по тем временам мощь.
      Дело Петра-1 продолжила Екатерина 11, при ней был создан Черноморский флот. Керчь,Тендра,Калиакрия-без созвездия этих морских "викторий" 1788-1791 годов трудно представить себе блестящую екатерининскую эпоху, "времена Очаковские и покоренья Крыма". Однако за блеском Ф.Ф.Ушакова никто не заметил того чернового , упорнейшего труда, того напряжения ума, сил и воли, с которым екатерининская Россия создавала орудие этих побед-Черноморский флот, который сыграл решающую роль в борьбе с Турцией за Крымский полуостров,Весной 1853 года между Турцией и Россией были разорваны дипломатические отношения, а осенью начались военные действия.
      Звучит музыка Р.Вагнера "Валькирия".

    Война между Россией и Турцией получила название Крымской. 18 ноября 1853 года произошло знаменитое Синопское сражение- последнее в истории парусного флота.Турки готовились перебросить войска на Кавказ, морем. Нахимов крейсировал у турецких берегов.Вскоре выяснилось, что турецкие корабли стоят в Синопе, отдыхая перед второй половиной пути.
      У турок было 16 кораблей, у русских 8. Под градом ядер русская эскадра встала против турецких кораблей и сама открыла ошеломляющий огонь. На флот врага обрушилось до 200 снарядов в минуту. А флагманский корабль Нахимова атаковал флагманский корабль турок, через полчаса турецкий корабль, не выдержав обстрела выбросился на берег.
      Не прошло и 3 часов, как неприятельская эскадра перестала существовать. Турецкие корабли горели. Противник потерял 3 тысячи моряков, , в плен попал вице-адмирал Осман-паша. Истребление турецкой эскадры спасло Кавказ. Нахимову и русским морякам была устроена торжественная встреча в Севастополе.
      Во время Великой Отечественной войны Советское правительство учредило орден и медаль Нахимова. орденом награждались офицеры Военно-морского флота " за выдающиеся успехи в разработке и проведении и обеспечении морских операций".
      Красоту парусных судов в своих картинах показали русские художники.
    АЙВАЗОВСКИЙ был прекрасным маринистом, человеком небывалого таланта. В 20 лет он с большой золотой медалью закончил Петербургскую Академию художеств и был направлен на  стажировку в Италию. Из заграничной поездки он возвратился Почетным членом нескольких академий, назначается главным живописцем Главного Морского штаба, присуждается звание академика живописи.
       Командование военно-морского флота приглашало его на корабли во время маневров, морских путешествий и даже боевых действий. В 1839 году Н.Раевский, начальник обороны Кавказской береговой линии, взял его на свой корабль, участвовавший в морских десантных операциях.
       Звучит музыка Шмидта "Нотр-Дам".

    Эти походы и впечатления от них, наверное, легли в основу картин морских баталий при Синопе. В нашей памяти возникает флагманский корабль адмирала Нахимова Мария " во время жестокого боя "с самой близкой дистанции" с турецким флотом в Синопской бухте в 1853 году, мы вспоминаем картину "Чесменский бой"(1848), на которой изображен подвиг лейтенанта Ильина, взорвавшего свой брандер среди турецких кораблей. Картина написана в теплых тонах. Складывается впечатление, что горит все: и разрушенные корабли, и вода в бухте, и небо озарено пламенем горящих и взорвавшихся кораблей. Несмотря на взрывы, разрушения кораблей, картины Айвазовского нас не пугают,не страшат, а покоряют героическим пафосом, передачей торжества света. Глядя на картины художника, зачастую забываем о сюжете, воспринимаем их как гимн цвету.
      Такого колористического богатства не знала ни одна картина другого мариниста А.П.Боголюбова. Для него важнее всего- правда.Художник много внимания уделял изучению исторических фактов и изображал корабли, характерные для того времени ( тип кораблей, экипировку и т.д.)Это относится и к картине "Синопское сражение 18 ноября 1853 года" и "Первое сражение русского корабельного флота под командованием Сенявина около о. Эзель со шведским флотом" 1866 г. Боголюбов старался показать героизм русских моряков, его интересовали стихия морского боя, взрывы, показ достоверной картины конкретного сражения в разных условиях освещения и пр  разной погоде.

        ВТОРОЙ  УЗЕЛ : "СИЛА И МОЩЬ "

      Раздается звон колокола.

      Нужен ли флот России? Ведь Россия -государство береговое.Зачем бросать деньги на строительство кораблей?Но флот нужен, он является национальным делом. Каковы итоги Крымской войны?После поражения России в Крымской войне стал вопрос о замене парусного флота. Началось строительство нового, винтового флота. Была разработана программа строительства русского парового флота, принятая в 1857 году. В состав русского флота должно было войти 18 линейных кораблей,12 фрегатов, 26 корветов,100 канонерских лодок. Вскоре новые корабли были спущены на воду. Россия включилась в исследование неизученных материков,решающую роль в этом сыграл флот. Русские флотоводцы внесли вклад в изучение новых материков.

       Россия обладает огромной территорией, и ей важен выход к морям и на Востоке. Здесь, т.е. на востоке, интересы России столкнулись с интересами Японии. О чем говорят эти факты? "Варяг", Порт-Артур, Цусима?

       В 1904 году началась русско-японская война!
       Первое сражение  произошло в бухте Чепульпо. В этой бухте находились корабли нескольких стран. Японская эскадра внезапно напала на русские корабли "Варяг" и "Кореец", они решили дать бой. На следующий день два наших корабля вышли навстречу японской эскадре. Бой длился 45 минут. За это время было выпущено 2000 снарядов, а сколько было выпущено с японских кораблей?!
       "Варяг" и "Кореец" вернулись в бухту, т.к. пробиться было невозможно, собрание офицеров и матросов приняло решение затопить корабли. "Варяг" и "Кореец" были затоплены, экипажи перешли на суда других государств. Этот подвиг русских моряков нашел отражение в душе народа.
       Капитан "Варяга" Руднев был награжден орденом, и японский император, удивленный мужеством русских моряков, наградил Руднева высшим орденом Японии.
       На суше боевые действия были также неудачными для русской армии. А в это время царское правительство послало на Дальний Восток русскую эскадру под командованием Рождественского. Наряду с современными кораблями шли и старые корабли, которые замедляли скорость всей эскадры. В Тихом океане, около Цусимы, русскую эскадру ожидала японская эскадра. Начался бой, в котором погибла русская эскадра.
       Россия извлекла уроки из поражения в русско-японской войне. Был создан Морской генеральный штаб, где служило много молодых и талантливых офицеров. Началось строительство новых кораблей-дредноутов.
       Очередной проверкой на мощь флота стала Великая Отечественная война. Особенно тяжелые бои шли за Севастополь. Этот город стал символом русской славы. Отражение мужества и героизма нашло выражение в картине Дейнеки "Оборона Севастополя" (1942 г.)
       На картине мы видим разрешенный город, охваченный заревом пожарищ. На предельно простом пространстве показано физически ощутимое противоборство непримиримых сил. В белых, как священные камни Севастополя, бушлатах с синими, как волны моря крыльями воротников моряки противостоят мертвящей стихии нацистского нашествия.
       Превосходящими по силе и мощи фашистским солдатам противопоставлены не знающие страха, охваченные лишь одной идеей свободы и независимости  страны моряки Черноморского флота. Несмотря на поддержку с воздуха, нас ни на минуту не покидает уверенность в победе наших моряков. Их мужеству, стойкости, героизму нет никаких сравнений. Ценой собственной жизни они готовы защитить каждую пядь своей земли.
       Моряки и сегодня любят картины художников-маринистов. Их картины являются летописью боевых подвигов русского флота и до наших дней не утрачивают своего значения. В них воплощена слава русского флота, они служат вдохновляющим примером для российских моряков.
       После 250 дней обороны Севастополь пришлось оставить.
       Во время Великой Отечественной войны моряки совершили много подвигов. Один из героев войны - Александр Иванович Маринеско. Он был командиром подводной лодки С-13.
       30 января 1945 года С-13 потопила тремя торпедами самый большой немецкий корабль. Океанский гигинт - девяти палубный чудо-корабль, 2 театра, танцплощадки, длина - 208 метров, запас топлива - до Японских островов, полсвета без заправки. Корабль должен был переправить экипажи 70 подводных лодок, это был цвет фашистского подводного флота, на корабле также находились высокопоставленные чиновники и генералы - всего 7000 человек.
      Маринеско, увидев немецкий корабль, предпринял атаку тремя торпедами и уничтожил его.  Это была атака века. Гитлер, узнав об этом, объявил Маринеско своим личным врагом, в Германии был объявлен траур. Одна подводная лодка уничтожила целую немецкую дивизию. 70 подводных лодок так и не дождались своих экипажей.
       Подвиги русских моряков, их самопожертвование, героизм и любовь к Родине нашли отражение в патриотических песнях. Всем известны: "Севастопольский вальс", "Заветный камень", "Прощайте скалистые горы", Вечер на рейде".
          Третий узел: "Мираж и явь"
       Морская стихия волновала не только поэтов, литераторов, художников, но и тех, чья гамма красок возникла на звуковой палитре. Мне хотелось бы рассказать вам о композиторе, в творчестве которого тема моря возникает, пожалуй, чаще чем у других музыкантов и который с любовью сумел передать красоту морской стихии на страницах русской оперной и симфонической музыки. Стоит лишь назвать некоторые из его произведений: оперы "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Снегурочка" и др.
       Речь идет о ярчайшем представителе русской школы Николае Андреевиче Римском-Корсакове.
       Неслучайно созданные им картины моря отличаются красочностью и поэтичностью. Ведь море вошло в его жизнь задолго до того, как он стал маститым композитором. Дело в том, что семья Римских-Корсаковых принадлежит к династии морских офицеров. И дед, и отец, и старший брат, и сам Николай Андреевич были офицерами русского флота.
      Родился Н. А. Римский-Корсаков в городе Тихвин Новгородской губернии мать и отец были очень интеллигентными и образованными людьми. Мать хорошо играла на фортепьяно, она же привила маленькому Николаю любовь к музыке. Уже в 5-6 лет он мог подбирать любые мелодии и даже пробовал сочинять. Но мечтал Николай совсем о другом. Ему грезилось море, его необъятные просторы, бури, шторма. Старший брат Войн Андреевич, будучи в плавании, писал Николаю чудесные письма, они-то и "заразили" будущего композитора страстью к морской стихии. Поэтому, не раздумывая, в 12 лет Николай Андреевич поступает в Петербургский Морской кадетский корпус. В период обучения в судьбе Римского-Корсакова происходит переломный момент. Попав в Северную столицу Николай Андреевич с головой окунается в культурную жизнь России. Он посещает всевозможные выставки, концерты, бывает в различных литературных и поэтических кружках, знакомится с молодыми писателями, поэтами художниками.
      Он сближается с большим просветителем того времени Балакиревым. Балакирев собирает вокруг себя молодых музыкантов и любителей музыки и заражает их любовью к музыке М. И. Глинки - основоположника Русской оперной школы. Римский-Корсаков вместе с другими молодыми музыкантами  решает всерьез заниматься музыкой. Впоследствии эту группу сплоченных любовью к русской музыке композиторов назовут "Могучей кучкой". В неё входили Балакирев, Мусоргский, Бородин, Кюи, Римский-Корсаков. Она внесла большой вклад в музыкальное наследие России и всего мира.
        В этот момент страстного увлечения музыкой Римский-Корсаков был вынужден прервать свои занятия. Окончив кадетский корпус, он отправляется в кругосветное плавание на на клипере "Алмаз", которое длится 3 года. Его мечта сбывается. Вот оно, море, необъятные просторы, неуёмная стихия. Но музыкальная стихия начинает побеждать. После тяжелых дней вечерами или ночью в полумраке Николай Андреевич пишет свою первую симфонию.
        По прибытии в Петербург композитор задумывается о своей дальнейшей судьбе. Музыка или море станут его призванием. Оставить  военную службу он не решается и находит выход из создавшегося положения. Он поступает на службу инспектором военно-морских оркестров. Благодаря тому, что за несколько лет работы он вплотную соприкоснулся с оркестром "изнутри", Римский-Корсаков стал непревзойденным мастером оркестровки. Написал несколько книг, и до сих пор молодые композиторы учатся оркестровке своих произведений у него.
        Еще раз хочется отметить сказочность, фантастичность его музыкальных сюжетов. Не зря его  его излюбленный жанр - опера, почти все оперы были написаны на сюжеты сказок-былин. В них воспевается мудрость, красота природы, высокие человеческие чувства и могучая сила искусства.
        С изумительной яркостью образов рисует композитор картины, связанные с морем. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
        Картина из оперы "Садко".
      
      Сказочное подводное царство. На торжественном пиру веселятся все морские жители: и царь с дочерью, и рыбы, улитки, раки, морские чудища. Музыка насыщена яркими красками тембров, отражающих все это волшебное великолепие.
        Вот другая сцена - симфоническое вступление к опере "Садко". Совершенно иной характер. "Океан - море синее" - так назвал сам композитор этот фрагмент.
       Непрерывное, размеренное движение одного небольшого мотива вызывает впечатление волнообразного колыхания. Образ движущихся рядов: то огромных морских валов, то мелкой зыби. Благодаря динамическому нарастанию, композитор сумел изобразить, как постепенно ровно катящиеся волны превращаются в грозно вздымающиеся волны. Эта музыка моря появляется в опере всякий раз, когда по ходу действия изображается море или хотя бы упоминание о нем.
        Еще с большим вдохновением и мастерством Римский-Корсаков пишет оркестровое  вступление ко 2 действию оперы "Сказка о царе Салтане".
       Эпиграфом к этой музыке служат строки:
    В синем небе звезды  блещут,
    В синем море волны плещут,
    Тучка по небу идет,
    Бочка по морю плывет.
       По сравнению с картиной моря из оперы "Садко" этот фрагмент более тревожный и напряженный. Развиваются 3 темы: блестящие, звонкие, сверкающие звезды; грозные, неуклюже переливающиеся волны и горестные жалобы матери.
        Очень ярко отражает музыка Римского-Корсакова и замысел Пушкина, иллюстрация художника Билибина.

      



    Просмотров: 956800 | Добавил: Linaris | Теги: развитие российского флота, Айвазовский, история российского флота, Боголюбов А. П., урок | Рейтинг: 5.0/4