Суббота, 27.04.2024, 19:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Педагогическая копилка идей

Форма входа
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2011 » Март » 20 » "Когда это бывает?" - интегрированный урок татарского языка и изобразительного искусства
    18:39
    "Когда это бывает?" - интегрированный урок татарского языка и изобразительного искусства

    Презентация к уроку: http://linarcom.ucoz.net/load/prezentacija_k_uroku_quot_kogda_ehto_byvaet_quot/1-1-0-2

    Тема: ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ «КОГДА  ЭТО  БЫВАЕТ?»

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    1.         Расширение знаний учащихся о творчестве татарского поэта Г.Тукая.

    2.         Развитие композиционных, общеучебных  умений и навыков в изображении красоты родной природы.

    3.         Воспитание любви к поэтическому слову Г.Тукая, к родному краю, путем передачи красоты изобразительными средствами.

    ПЛАН УРОКА.

    1.Организационная часть. Урок начинается на фоне музыки Рустема Яхина («Гимн Татарстана», сл. Рамазана Байтимирова).

    Слайд №1.На фоне звучащей музыки появляются поэтические строки Мостафы Ногмана

    Бик ерактан сызылып аткан,

    Бер гузэл апрель таны

    Бирде сина бу жиhанга

    Эй, шагыйрьлэр солтаны.

    Здравствуйте, ребята, уважаемые гости!Начинаем мы наш урок с этих поэтических строк неслучайно, потому что наш урок посвящен творчеству одного из самых любимых, почитаемых поэтов Татарстана Габдуллы Тукая.

    Слайд №2,3. 26 апреля мы с вами будем отмечать юбилей великого поэта, его 125 летний день рождения.Г.Тукай родился 13(26) апреля в деревне Кушлавыч Казанской губернии в семье духовного служителя (муллы).

    Слайд№4,5.Тау башында салынгандыр безнен авыл

    Бер чишмэ бар, якын безнен авылга ул

    Авылыбызнын ямен, суы тэмен белэм,

    Шуна курэ сэям жаным, тэнем белэн….

    -Ребята, о чем говорится в этих строках ?(О деревне, расположенном на вершине горы)

    -Какие чувства переживал поэт, написавший эти строки ?(безграничную любовь к своему родному краю, народу, всему тому, что его роднило с местом, которое описывает поэт в своих стихах).

    Совершенно правильно ребята, поэт безгранично любил свой родной край, его родные просторы, чувствовал его дыхание, вкус его родниковой воды.

    Слайд №6.Отца поэта звали Мухамметгариф, мать-Мамсуда.

    Слайд №7.Он рано лишился своих родителей.Когда ему исполнилось всего 4месяца скончался отец, в 4 года лишился и самого близкого и родного человека-матери.

    Слайд №8. Оставшись круглой сиротой, бедному ребенку пришлось скитаться из деревни в деревню, из одной семьи в другую, переходя из рук в руки. Первоначально он жил в семье деда Зиннатуллы, в деревне Три избы.

    Слайд №9.В пятилетнем возрасте его привезли в Казань, на сенный базар, ныне колхозный рынок, чтобы продать. Так маленький мальчик переходит в семью мастеровых села Новая Слобода. Его приемными родителями становятся Мухаммедвали  абый и

    Газиза апа. Но вскоре родители тяжело заболевают и  маленькому мальчику приходится возвращаться в семью деда в Три избы, а затем в деревню Кырлай.

    Слайд №10. В воспоминаниях поэта приемные родители Сагди абзый и Зухра апа из Кырлая оставили самые светлые впечатления.

    Слайд №11.Став поэтом в 1907 году поэт написал самую знаменитую свою поэму «Шурале»

    Слайд №12.

    Первым учителем Тукая была Махруйбике апа. Именно от нее мальчик научился грамоте. Вторым учителем поэта был Фатхирахман, третьим-Мотыйгулла хазрет Тухветулла.

    Слайд №13. Затем Тукай возвращается в Казань, посвящая этому событию стихотворение «Пара лошадей».

    Слайды №14,15.За свою поэтическую жизнь ,Тукай  создал множество литературных произведений. К их числу относятся «Кончил дело-гуляй смело» («Эш беткэч-уйнарга ярый»), «Забавный ученик» («Кызыклы шэкерт»), Овца и козел» («Сарык hэм кэжэ»).

    Слайд №16. Переехав в Казань поэт остановился в гостинице «Болгар» и «Амур» (современные гостиницы «Казань» и «Советская».)

    Слайд №17. Народ признал своим истинным поэтом с самых ранних лет, принимая его поэзию всей душой, потому что только поэт, вышедший из народа, перенесшего тяготы жизни, мог создать такие поэтические строки.

    Слайд №18. Поэт прожил недолгую, но плодотворную жизнь.

    2 апреля 1913 года жизнь Тукая обрывается в самом начале своего поэтического взлета.

    Слайды 19,20.За свою короткую жизнь, продолжительностью всего 27 лет, поэт оставил богатое творческое наследие, Это и сказки, стихи, рассказы и поэмы, с которыми вы продолжите свое знакомство в старших классах. По широте звучания и силе поэтического дара ,творчество созвучно с именами великих русских поэтов А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

    Слайд №21. В Казани на площади им. Куйбышева есть сквер, носящий имя поэта. Там расположен великолепный памятник поэту. Татарстанцы и гости города восхищаются красотой обелиска, встречают утро вместе с Тукаем в его сквере, в клумбах всегда цветут прекрасные декоративные цветы, каждый житель столицы Татарстана гордиться своим поэтом, отдает ему дань памяти. В день его рождения казанские школьники проводят конкурсы чтецов, посвященных творчеству поэта.

    Слайд №22. В Кырлае создан мемориальный комплекс, лучшие поэты, писатели литераторы, артисты награждаются медалью, с изображением поэта, удостаиваясь премии имени Г.Тукая.

    Слайды23,24.Одна из улиц города Казани названа именем поэта, по просторам великой реки Волги бороздит круизный лайнер имени Тукая, татарская Государственная филармония носит имя поэта.

    2. Подготовительная работа для постановки творческой задачи.

    Звучит музыка Салиха Сайдашева «Пьеса для инструментального трио.» На фоне музыки учитель читает стихотворение «Когда это бывает?»

    -Ребята , каком времени идет речь в этих строчках ?(О весне). Правильно.

    -Сейчас какой месяц у нас? (Март, апрель).

    -К какому времени года относятся эти месяцы? (К весенним).

    -Какую словесную картину можно нарисовать к этим строкам?

     

    3.Постановка творческой задачи. Объяснение этапов работы над рисунком.

    а) Определение размещения альбомного листа (по горизонтали или по вертикали ).

    б) Понятие «Линия горизонта», «точка схода»

    в) Понятия «передний», «дальний» план

    г) Понятия «Ближе», «Дальше».

    4. Композиционное, цветовое решение.

    - Какие цвета вы будете использовать?

    -Что будете раскрашивать в первую очередь? (фон неба и земли).

    5.Практическая работа. Звучит музыка Салиха Сайдашева «Мелодия для скрипки и фортепьяно».

    6. Индивидуальная работа с учащимися. Оказание помощи нуждающимся советом по компоновке рисунка, цветовому решению. Звучит музыка С.Сайдашева»Вальс» к музыкальной драме «Наемщик».

    7.Анализ работ учащихся. Оценка и самооценка.

    -Какая работа вам понравилась больше  всего и почему?

    -Какую оценку бы вы поставили и почему?

    Звучит музыка к песне «И туган тел».

    Ребята! Все ваши работы мне понравились, они просто замечательны. Мы вместе с нашими гостями раскрыли новые таланты среди вас.

    -Ребята, скажите, пожалуйста, какую песню вы слушаете ?

    -Какие строки приходят в память, слушая эту музыку?

    «И туган тел, и матур тел,

    Эткэм-энкэмнен теле,

    Доньяда куп нэрсэ белдем,

    Син туган тел аркылы…»

     

    Совершенно правильно. Давайте в завершение нашего урока споем эту песню, а наши гости нас поддержат. Спасибо всем за работу, До свиданья!


    Вариант урока на татарском языке для учителей школ с этнокультурным компонентом на тему:

    Г.Тукайнын «Бу кайчан була  шигыренэ таянып «Туган ягыма яз килде» тематик рэсем дэресе.

     

    Дэреснен максатлары:

    1.Г.Тукай ижатына карата балаларда мэхэббэт тойгысы уяту хэм белемнэрен кинэйту эстендэ эшлэу

    2.Рэсемнен улчэмнэрен альбом битендэ дэрес итеп таба, тэслэрен дэрес  туры китеру сэлэтен устеру;

    3.Табигатькэ сакчыл караш, матурлыкны курэ белу, анын белэн соклану хислэре формалаштыруны дэвам иту.

    Дэрес барышы:

    1.Оештыру элеше. Исэнлэшу.Унай психологик халэт булдыру..

    Слайд 1.»И туган тел» музыкаль-композиция астында Мостафа Ногман сузлэре укыла.

    Бик ерактан сызылып аткан,

    Бер гузэл апрель таны

    Бирде сина бу жиhанга

    Эй, шагыйрьлэр солтаны.

    -Исэнмесез балалар, кадерле кунаклар ! Бугенге дэресне без тикмэгэ генэ бу шигри юллардан башламадык. Чэнки дэресебез татарстаннын бэек шагыйре Габдулла Тукай ижатына багышлана.

    Слайд №2. Тукайнын портреты курсэтелэ.

    Слайд №3,4.Бэек шагыйребез Г.Тукай 26 апрельдэ хэзерге Арча районы Кушлавыч авылында мулла гаилэсендэ  туа.

    Слайд №5.

    .Тау башында салынгандыр безнен авыл

    Бер чишмэ бар, якын безнен авылга ул

    Авылыбызнын ямен, суы тэмен белэм,

    Шуна курэ сэям жаным, тэнем белэн….

    -Бу  шигырь юлларында ни турыда суз бара?

    (Туган авылы, чишмэ сулары, табигать матурлыгы турында).

    -Бу шигри юлларны язганда шагыйрь нинди хислэр кичерэ?

    (Авылына, халкына, табигатькэ мэхэббэт хислэре).

    -Эйдэгез бераз яна сузлэр эстендэ эшлик эле.

    Яна сузлэр:

     Жан-душа

    Тэн-тело

    Чишмэ- родник

    Cэю- любить

    Слайд №6,7.Габдулланын этисе хэм энисе вафат булгач дэм ятим калган бала авылдан-авылга,гаилэдэн-гаилэгэ,кулдан-кулга кученеп йэри.

    Слайд 8.5 яшендэ аны асрамга Яна бистэдэге бер гаилэ ала. Авырап китулэре сэбэпле, баланы ике елдан сон тагы бабасы янына Эчилегэ кайтаралар .

    Слайд 9. 6 яшьлек Тукай Кырлай авылына Сэгъди абзый хэм Зэхрэ апа гаилэсенэ килеп керэ.

    Слайд №10.Тукай узенен «Шурэле» поэмасын Кырлай авылына багышлап яза.Чэнки Кырлай шагыйрь кунелендэ  ин жылы хислэр калдыра.

    Слайд№11-12. Китаплар выставкасы буенча энгэмэ уткэру.

    Тукай узенен кыска гына гомер юлында да татар халкы ижатына зур  мирас кертеп калдыра.Ул бик куп

    шигырьлэр,экиятлэр.хикэялэр ижат итэ.Хэммэбезгэ билгеле «Эш беткэч-уйнарга ярый»(«Кончил дело-гуляй смело»),»Кызыклы шэкерт»(«Забавный ученик»),»Сарык белэн кэжэ»(«Овца икозел») хэм башкалар.

    2.Ижади эш.

    Буген без Г.Тукайнын «Бу кайчан була» исемле шигырь юлларына узебезнен табигатьне кузэту белемнэребезне кулланып яз темасына рэсем ясарбыз.

    Слайды№13,14,15.

    Боз,кар эреде

    Сулар йэгерде

    Елап елгалар

    Яшьлэр тугелде.

    Кэннэр озая

    Тэннэр кыскара

    Бу кайсы вакыт

    Я ,эйтеп кара? (яз).

    - Эйе,бик дэрес эйтэсез!

    -Э хэзер нинди ай бара?,(март ае).

    -Елнын нинди фасылына керэ бу ай ?

    Бу шигырь юлларына карата телдэн рэсем ясап карыйк эле.

    (Кояшлы кук йэзе,карлар-бозлар эри, сулар чылтырап ага, кошлар жылы яктан кайта….)

    3.Рэсем алымнарын анлату.

    -Табигать куренешле рэсемнэрне ничек бер суз белэн эйтэ  алабыз ?

    (Пейзаж).

    -Пейзаж эстендэ эш иткэндэ нэрсэне куз алдында тотарга кирэк ?

    1)Беренче адым.Беренче башглап горизонт сызымын уткэрэбез. Ул югары, уртача, биек hdtin’ билгелэнергэ мэмкин.Шуннан сон параллель сызымнар берлэшкэн ноктаны билгелибез.

    -Горизонт сызымы дип нэрсэне атыйбыз ?

    2)Икенче адым. Алгы хэм арткы планда урнашкан предметларны билгелибез.

    Ой рэсемен ясаганда барлык горизонталь сызыкларны шул горизонт сызымында билгелэгэн нокта белэн тоташтырабыз

    -Эйдэн башка тагы нэрсэ ясап була ?

    (Куаклар,кулдэвеклэр,сулар йэгеруен,кошларнын туган якка кайтуын).

    3.-Бик дэрес. Шулай итеп без сезнен белэн телдэн пейзаж ясау алымнарын искэ тэшердек.

    -Э хэзер искэ тэшерик,нинди буяулар кулланырга була икэн ?

    -Кук йэзен нинди тэc белэн буйыйбыз?

    -Э жирне нинди тэс белэн буйыйбыз?

    -Су нинди тэстэ?

    -Бик дэрес,бик эйбэт!

    4.Ял иту тэнэфесе.

    Кара каргалар килэ

    Тубэдэн тамчы тама

    Кэндез кэн жылы була

    Суыта кичкэ таба.

    5.Практик эш барышы.»Курай моны» музыкасы янгырый фон булып.

    Э хэзер альбомнарыгызны ачыгыз хэм экренлэп эшкэ керкшегез.

     

    Эйтеп уткэн эш алымнарын истэн чыгармагыз.Узегезнен рэсемнэрегездэ язнын  килуен,  уз тойгыларыгызны  курсэтергэ торышыгыз. Сезнен рэсемнэрегез тэрле-тэрле булачак, чэнки барча кеше тирэ-як куренешен узенчэ курэ хэм тоя.Унышлар сезгэ !

    6.Практик эш.

    7.Балалар белэн индивидуаль эш.

    8.Йомгаклау.

    Балалар,мина барчагызнын дэ рэсемнэре бик ошады.Без кунаклар белэн сезнен арада яна талантлар барлыгын ачыкладык. Э рэсемнэрегезне тэмамлый алмаганга борчылмагыз,чэнки апрель аенда Г.Тукай ижатына багышланган рэсем конкурсы уткэрелэчэк.Шуна курэ икенче дэрестэ сез эшлэрегезне буялар белэн тэгэллэрсез хэм кайсыбер эшлэр конкурска да элэгер эле!

    Шунын белэн без дэресебезне тэмамлыйбыз. Сау булыгыз, килэсе очрашуларга кадэр!

     

    Приложение:Словарь сузлэр:

    Жан

    Тэн

    C’.

    Сызым

    Алгы план

    Арткы план

    Тоташкан нокта

    Ак

    Кара

    Сары

    Кызыл

    Зэнгэр

    Соры

    Яшел

     

    Тактаны планлаштыру:

    Сул якта-рэсем ясау этаплары

    Уртада –экран

    Ун якта- словарь сузлэр

     

    Примечание: Использование тех или иных этапов урока, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса ,музыкальных произведений, поэтического дара великого татарского поэта Габдуллы Тукая является индивидуальным решением каждого педагога. В данном случае предложены варианты уроков, которые учитывают особенности региона, подготовленность учащихся к восприятию такого материала.

    Просмотров: 2262351 | Добавил: Linaris | Рейтинг: 4.6/9