Воскресенье, 28.04.2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Педагогическая копилка идей

Форма входа
Меню сайта
Поиск
Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2011 » Февраль » 24 » Геральдика государства Российского и города губернского
    15:46
    Геральдика государства Российского и города губернского


    1. АЛГОРИТМ УРОКА

    I.    "Символы музыкальные и изобразительные"
    -    гимн. Роль М.И.Глинки в создании "Патриотической песни"*
    -    флаг. История русского флага.

    II.    "Символ величия и независимости".
    -    герб Российского государства ;
    -    герб Симбирска /Ульяновска/ : прошлое и настоящее ;
    -    наша причастность к истории города.

    III. "Чувство Родины".

    2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :

    -    расширить знания учащихся о символах и эмблемах государства Российского и города губернского;
    -    научить правильно смоделировать проект герба своего города, используя полученные знания;
    -    развивать интерес к истории и культуре города и государства;
    -    воспитывать чувство гордости за принадлежность к гражданам государства Российского и города губернского.

    3. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.

    1.    Флаг государства Российского.
    2.    Андреевский флаг.
    3.    Герб России.
    4.    Герб Ульяновска.
    5.    Гербовая Россия (пособие с гербами российских городов).
    6.    Слайды с видами Красной площади, Московского Кремля, видами г. Ульяновска.
    7.    Компьютер.
    9.    Записи музыки ДО.И.Глинки:
           -  "Патриотическая песня";
           -   ария из оперы "Иван Сусанин"?    .
           -   вторая песнь Бояна из оперы "Руслан и Людмила". 10. Тесты для аукционов знаний.
    11.   Записи на доске: тема, цели и задачи, алгоритм урока.
    12.   Экран.

    "Символы музыкальные и изобразительные"

    Звучит Гимн России, Показ слайдов с видами Красной площади.

    1-й учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, И мы его начали с музыкальной заставки. Чуть попозже мы к ней вернемся.

    Тема нашего урока: Геральдика государства Российского и города губернского.

    Цели и задачи нашего урока: расширение знаний о символах и эмблемах российского государства и города губернского: научиться создать собственный проект герба города на основе полученных знаний, развитие интереса к истории и культуре своего государства и города. В проведении нашего урока нам помогут
    -   учитель музыки
    -   творческая группа класса,

    2-й учитель: Ребята, какую музыку вы прослушали?

    (Гимн России, "Патриотическая песня") -
    -    Какой характер музыки? (торжественный,величавый,патриотический» горделивый...)
    -    Что значит Гимн для страны? (Символ величия,государственности, величия независимости страны)
    -    В каких случаях он исполняется?(При встрече государственных делегаций, при вручении государственных наград, наград победителям международных соревнований и т.д.)
    -    Мог ли написать такую музыку не русский композитор? (Нет)
    -    Почему? (Т.К.русская тематика, мелодика,широта, русский дух)
    -    Каких русских композиторов вы знаете? (Чайковский, Мусоргский,Римский-Корсаков, М.И. Глинка)
    -    Какие произведения М.И.Глинки вы знаете? (Иван Сусанин", "Руслан и Людмила")
    -    Творческая группа 1-й ученик. Звучит фрагмент оперы "Иван Сусанин" Изначально опера носила название "Иван Сусанин"; но из-за сложной политической обстановки, напряженной жизни России, народных волнений, полицейского террора Николая I - все это способствовало изменению названия на монархическое "Жизнь за царя".

    Первая постановка успеха не имела. Приговор света был суров: "Это кучерская музыка".На что Глинка отвечал :"Это и хорошо,и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ". Зато опера восторженно была принята в прогрессивных кругах, ибо это произведение было поистине первой русской музыкальной драмой, потому что Глинка первым вывел на оперную сцену в главной роли обыкновенного мужика-крестьянина.

    Так,Глинка вошел в историю музыки как "отец русской оперы". Он был действительно первым русским композитором, черпавшим вдохновение из народных мелодий, ритмов, народных танцев. Он был первым русским композитором, фантазии которого тесно сплелись с фантазией народных сказаний, композитором, для которого посещение деревни, домов простых людей, многоцветного водоворота свадеб,ярмарок, народных гуляний было не экзотикой». Он шел в крестьянские избы, в захолустные деревни, словно к себе домой, не к своим крепостным, дворовым слугам, а к родным братьям.

    Глинка жил в унисоне политическими течениями своей эпохи. И его искусство неотделимо от передовой литературы Пушкина,Гоголя. Высокообразованный, обладающий огромными музыкальными способностями, Глинка учился мелодиям у народа, гармонии - у крестьянских певцов, колориту оркестровки - у крестьянских оркестров.

    Этим он как бы указывал на значение русского народа: эти обездоленные люди одарили человечество цветами поэзии, волшебным миром сказок, сокровищами поэтической правды. Поэтому слушать народную музыку, усвоить их правду стоит, встать рядом с русским народом не только на подмостках искусства, но и на арене жизненной русской души. С именем Глинки связано и символ Российской государственности.

    - А какие символы государства России еще вам известны?

    /Флаг России/.

    -2-й ученик: Интересна история Российского флага, бело-сине-красного полотнища, появившегося несколько лет назад на наших площадях. История русского флага начинается в ХVII веке. В России флаг официально назывался не государственным, а национальным. В 1667 году, впервые появляется флаг с сочетанием бело-сине-красных цветов, который в 1705 году назван торгово-коммерческим и промышленным и поднимался на торговых судах России. В таком качестве он существовал до 1917 года и вполне законно занял свое место в 1991 году.

    Символом Военно-Морского Флота с конца ХVII века становится флаг с синим Андреевским крестом.

    (Показ на Андреевский флаг на доске).

    По международным традициям военно-морские корабли имели особый флаг, в то время как торговый флаг являлся национальным или государственным.

    Аукцион знаний.
    -    Что означает Гимн для государства?
    -    Кто автор Гимна, России, как называется его произведение и почему?
    -    Для чего нужен флаг?
    -    Каким был флаг ВМФ?
    -    Откуда черпал вдохновение М.И. Глинка?

    "Символ величия и независимости".

    - 3-й ученик: Герб-это знак свободы и независимости. Он появился в раннем средневековье, в X-XI веках, в эпоху крестовых походов, когда рыцари на своих щитах стали изображать условные знаки, названными геральдическими . Они обозначали принадлежность рыцаря к благородному дворянскому роду.Тогда же появляются и гербы народов, потому что, кроме рыцарей, свободными людьми были горожане - купцы и ремесленники, они сами управляли городом, и об этом свидетельствовал городской герб, его вышивали на городских знаменах, изображали на печатях, которыми скреплялись официальные документы.

    На Руси издревле имели свои знаки княжеские роды. У Владимиро-Суздальских князей таким знаком было изображение льва, у московских - всадника на коне.(Демонстрация). Так как княжества назывались по главному городу, то княжеский знак одновременно становился и знаком городов - Москвы, Владимира.

    Но ни знаки, ни эмблемы на русских печатях не были в строгом смысле гербами, поскольку в Западной Европе создалась целая наука - геральдика, разработавшая строгие правила составления гербов, которым наши эмблемы не следовали.

    - 4 й ученик: Началом российского государственного герба принято считать 1497 год, когда появилось на Меновой грамоте изображение двуглавого орла. Пришел он в Россию на правах престолонаследия через освященный Римской католической церковью брак Ивана - III Васильевича с наследницей Византийского престола царевной Софьей Фоминичной Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI.

    Обретя вторую родину, герб здесь сразу полюбился. Его изображали на предметах , обложках, титулах книг, славили аллегориями:

    Тремя венцами орел Восточный сияет,
    Веру, надежду, любовь к Богу являет,
    Криле простер, объемлет всего мира конца,
    Север,юг,от востока аж до запада солнца
    Простертыми крылами добре покрывает.


    Всем нам хорошо известна роль Петра-I как великого реформатора. В геральдике его роль тоже неоценима высока. Потому что, в 1722 году именно Петр-I создал Герольдмейстерскую контору в Москве, пригласил известного художника, графа Франциска Санти. Именно Санти положил основу создания европейзированного образца герба государственного, и губернского.

    При составлении герба и эмблемы обращалось внимание на особенности города, природные условия, развитые в нем ремесла, существующие традиции и примечательные исторические события.

    2 й учитель: Ребята, сегодня у вас уникальная возможность -проявить свои способности как геральдмейстеров, составителей гербов нашего города. Для начала давайте выясним, чем славится наш край, наш город?

    - Какие производства получили широкое развитие?

    Чтобы построить герб города, используя основные правила, используя геральдические основы обратимся к исторической справке.

    I-й учитель: Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году "За двухкратную храбрую оборону" от разбойника, Стеньки Разина - в первый раз при воеводе, . - Иване Милославском от самого Стеньки Разина; во -второй - от эсаула разиновской шайки Редьки Шелудяка. Так звучит одна из версий происхождения герба города. Герб представляет собой стоящего на трех лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком и мечом в левой лапе, над головой льва - трехлепестковая корона.

    Эмблема, положенная в основу второго герба представляет колонну, увенчанную короной.

    В основе герба, утвержденного в декабре 1730 года,в синем поле на белом столбе золотая корона.

    Первый известный герб Симбирска, утвержденный в 1878 году 5 июля в Царском Селе представлял собой: в лазуревом щите -серебряный столб, на котором золотая, украшенная двумя Андреевскими лентами императорская корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенные Андреевскою лентою.

    Обрамление гербов также имело свое значение: дубовая гирлянда-для городов губернских, колосья-для городов, отличающихся земледелием и хлебною торговлею. Орденская Андреевская лазуревая лента обрамляет губернские и столичные города. Герб, изображенный с учетом всех перечисленных деталей, называется полным.

    -    Каково же современное толкование условностей:
    -    колонна - символ незыблемости и народовластия;
    -    корона - городское самоуправление, власть жителей города;
    -    две ленты - представительные и исполнительные органы городской власти.

    Постановка творческой задачи.

    -    I й уровень - составление эскиза герба на традиционной основе;
    -    2 й уровень - эскиз полного герба;
    -    3 й уровень - эскиз полного герба с юбилейной символикой.

    Поиск вариантов герба на доске, используя шаблоны в конвертах /3 ученика, остальные на местах/.

    Аукцион знаний: заполнение тестов.

    Проверка правильности заполнения тестов. 'Промежуточная оценка знаний учащихся.

     I-й учитель: Язык декоративного искусства еимвояичен. Поэтому хотелось бы вам напомнить о них:
    -    золото - символизирует знатность и богатство;
    -    серебро - невинность и доброту;
    -    красный цвет - храбрость;
    -    зеленый - надежду;
    -    черный - мудрость и печаль.

    II-й учитель: Во время работы постарайтесь вспомнить несколько музыкальных образов из творчества М.И.Глинки.

    -    Звучит музыка

    - Какой образ,какую характеристику можно дать?
    - Ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин".
    /Образ героический, простой человек, способный на самопожертвование ради своей Родины/.

    - Увертюра к опере "Руслан и Людмила".
    /Русская тематика, танцевальная, подвижная, выразительная, действенная, лирическая, протяжная/.

    - Вторая песнь Бояна из оперы "Руслан и Людмила".
    /В ней Боян обращается к далекому будущему» сквозь мглу грядущих веков он видит певца, который воспоет Руслана и Людмилу и своими песнями прославит Родину/.

    - Ария из оперы "Руслан и Людмила".
    /Руслан обращается к языческому богу войны Перуну за поддержкой в бой за Людмилу/.

    - "Патриотическая песнь" М.И.Глинки.
    Просмотр и анализ работ учащихся, организация выставки работ.
    - Подведение итогов составного урока:
    Какой музыкальный образ создал композитор в своих произведениях?
    Случайно ли выбрана музыка Глинки для Гимна России? Для чего нужен флаг, герб государству, городу?
    Звучит концерт для фортепиано с оркестром Э.Грита, на его фоне читается стихотворение Фирсова "Родина".

    -  2-й учитель:
    Родина, суровая и милая,
    Помнит все жестокие бои....
    Вырастают рощи над могилами
    Славят жизнь по рощам соловьи.
    Что грозы железная мелодия,
    Радость или горькая нужда?!
    Все проходит, Остается - Родина
    То, что не изменит никогда.


    С ней живут,
    Любя, страдая, и радуясь,
    Падая и поднимаясь ввысь,
    Над грозою торжествует радуга,
    А над смертью торжествует жизнь!


    Медленно история листается,
    Летописный тяжелеет слог,
    Все стареет , Родина - не старится
    Не пускает старость на порог.



    Мы прошли столетия с Россиею
    От сохи до звездного крыла
    А взгляни —
    Все то же небо синее
    И над Волгой та же тень орла.


    Те же травы к солнцу поднимаются,
    Так же роз неотцветший сад,
    Так же любят и с любовью маются,
    И страдают, как века назад.


    И еще немало будет пройдено,
    Коль зовут в грядущие пути.
    Но светлеет и чище чувство Родины
    Людям никогда не обрести.
    С этим чувством человек рождается
    С ним живет и умирает с ним.
    Все пройдет.
    А Родина - останется,
    Если мы то чувство сохраним.


    1й учитель: Хочется надеяться, что вы в настоящем и будущем будете гордиться принадлежностью к гражданам России, своего родного и близкого города Симбирска - Ульяновска, который в этом году отметит свое 350-летие; будете стремиться узнать больше о своем городе, славных земляках, приумножите его славу; будете стремиться вернуться скорее к родным волжским берегам в каком бы уголке России вы бы не оказались.

    Спасибо за работу, до свидания!

    Просмотров: 257785 | Добавил: Linaris | Теги: Гимн России, ульяновск, симбирск, геральдика, открытый урок | Рейтинг: 5.0/1