Главная » 2011 » Февраль » 24 » Геральдика государства Российского и города губернского
15:46
Геральдика государства Российского и города губернского
1. АЛГОРИТМ УРОКА
I. "Символы музыкальные и изобразительные" - гимн. Роль М.И.Глинки в создании "Патриотической песни"* - флаг. История русского флага.
II. "Символ величия и независимости". - герб Российского государства ; - герб Симбирска /Ульяновска/ : прошлое и настоящее ; - наша причастность к истории города.
III. "Чувство Родины".
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :
- расширить знания учащихся о символах и эмблемах государства Российского и города губернского; - научить правильно смоделировать проект герба своего города, используя полученные знания; - развивать интерес к истории и культуре города и государства; - воспитывать чувство гордости за принадлежность к гражданам государства Российского и города губернского.
3. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.
1. Флаг государства Российского. 2. Андреевский флаг. 3. Герб России. 4. Герб Ульяновска. 5. Гербовая Россия (пособие с гербами российских городов). 6. Слайды с видами Красной площади, Московского Кремля, видами г. Ульяновска. 7. Компьютер. 9. Записи музыки ДО.И.Глинки: - "Патриотическая песня"; - ария из оперы "Иван Сусанин"? . - вторая песнь Бояна из оперы "Руслан и Людмила". 10. Тесты для аукционов знаний. 11. Записи на доске: тема, цели и задачи, алгоритм урока. 12. Экран.
"Символы музыкальные и изобразительные"
Звучит Гимн России, Показ слайдов с видами Красной площади.
1-й учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок, И мы его начали с музыкальной заставки. Чуть попозже мы к ней вернемся.
Тема нашего урока: Геральдика государства Российского и города губернского.
Цели и задачи нашего урока: расширение знаний о символах и эмблемах российского государства и города губернского: научиться создать собственный проект герба города на основе полученных знаний, развитие интереса к истории и культуре своего государства и города. В проведении нашего урока нам помогут - учитель музыки - творческая группа класса,
2-й учитель: Ребята, какую музыку вы прослушали?
(Гимн России, "Патриотическая песня") - - Какой характер музыки? (торжественный,величавый,патриотический» горделивый...) - Что значит Гимн для страны? (Символ величия,государственности, величия независимости страны) - В каких случаях он исполняется?(При встрече государственных делегаций, при вручении государственных наград, наград победителям международных соревнований и т.д.) - Мог ли написать такую музыку не русский композитор? (Нет) - Почему? (Т.К.русская тематика, мелодика,широта, русский дух) - Каких русских композиторов вы знаете? (Чайковский, Мусоргский,Римский-Корсаков, М.И. Глинка) - Какие произведения М.И.Глинки вы знаете? (Иван Сусанин", "Руслан и Людмила") - Творческая группа 1-й ученик. Звучит фрагмент оперы "Иван Сусанин" Изначально опера носила название "Иван Сусанин"; но из-за сложной политической обстановки, напряженной жизни России, народных волнений, полицейского террора Николая I - все это способствовало изменению названия на монархическое "Жизнь за царя".
Первая постановка успеха не имела. Приговор света был суров: "Это кучерская музыка".На что Глинка отвечал :"Это и хорошо,и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ". Зато опера восторженно была принята в прогрессивных кругах, ибо это произведение было поистине первой русской музыкальной драмой, потому что Глинка первым вывел на оперную сцену в главной роли обыкновенного мужика-крестьянина.
Так,Глинка вошел в историю музыки как "отец русской оперы". Он был действительно первым русским композитором, черпавшим вдохновение из народных мелодий, ритмов, народных танцев. Он был первым русским композитором, фантазии которого тесно сплелись с фантазией народных сказаний, композитором, для которого посещение деревни, домов простых людей, многоцветного водоворота свадеб,ярмарок, народных гуляний было не экзотикой». Он шел в крестьянские избы, в захолустные деревни, словно к себе домой, не к своим крепостным, дворовым слугам, а к родным братьям.
Глинка жил в унисоне политическими течениями своей эпохи. И его искусство неотделимо от передовой литературы Пушкина,Гоголя. Высокообразованный, обладающий огромными музыкальными способностями, Глинка учился мелодиям у народа, гармонии - у крестьянских певцов, колориту оркестровки - у крестьянских оркестров.
Этим он как бы указывал на значение русского народа: эти обездоленные люди одарили человечество цветами поэзии, волшебным миром сказок, сокровищами поэтической правды. Поэтому слушать народную музыку, усвоить их правду стоит, встать рядом с русским народом не только на подмостках искусства, но и на арене жизненной русской души. С именем Глинки связано и символ Российской государственности.
- А какие символы государства России еще вам известны?
/Флаг России/.
-2-й ученик: Интересна история Российского флага, бело-сине-красного полотнища, появившегося несколько лет назад на наших площадях. История русского флага начинается в ХVII веке. В России флаг официально назывался не государственным, а национальным. В 1667 году, впервые появляется флаг с сочетанием бело-сине-красных цветов, который в 1705 году назван торгово-коммерческим и промышленным и поднимался на торговых судах России. В таком качестве он существовал до 1917 года и вполне законно занял свое место в 1991 году.
Символом Военно-Морского Флота с конца ХVII века становится флаг с синим Андреевским крестом.
(Показ на Андреевский флаг на доске).
По международным традициям военно-морские корабли имели особый флаг, в то время как торговый флаг являлся национальным или государственным.
Аукцион знаний. - Что означает Гимн для государства? - Кто автор Гимна, России, как называется его произведение и почему? - Для чего нужен флаг? - Каким был флаг ВМФ? - Откуда черпал вдохновение М.И. Глинка?
"Символ величия и независимости".
- 3-й ученик: Герб-это знак свободы и независимости. Он появился в раннем средневековье, в X-XI веках, в эпоху крестовых походов, когда рыцари на своих щитах стали изображать условные знаки, названными геральдическими . Они обозначали принадлежность рыцаря к благородному дворянскому роду.Тогда же появляются и гербы народов, потому что, кроме рыцарей, свободными людьми были горожане - купцы и ремесленники, они сами управляли городом, и об этом свидетельствовал городской герб, его вышивали на городских знаменах, изображали на печатях, которыми скреплялись официальные документы.
На Руси издревле имели свои знаки княжеские роды. У Владимиро-Суздальских князей таким знаком было изображение льва, у московских - всадника на коне.(Демонстрация). Так как княжества назывались по главному городу, то княжеский знак одновременно становился и знаком городов - Москвы, Владимира.
Но ни знаки, ни эмблемы на русских печатях не были в строгом смысле гербами, поскольку в Западной Европе создалась целая наука - геральдика, разработавшая строгие правила составления гербов, которым наши эмблемы не следовали.
- 4 й ученик: Началом российского государственного герба принято считать 1497 год, когда появилось на Меновой грамоте изображение двуглавого орла. Пришел он в Россию на правах престолонаследия через освященный Римской католической церковью брак Ивана - III Васильевича с наследницей Византийского престола царевной Софьей Фоминичной Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина XI.
Обретя вторую родину, герб здесь сразу полюбился. Его изображали на предметах , обложках, титулах книг, славили аллегориями:
Тремя венцами орел Восточный сияет, Веру, надежду, любовь к Богу являет, Криле простер, объемлет всего мира конца, Север,юг,от востока аж до запада солнца Простертыми крылами добре покрывает.
Всем нам хорошо известна роль Петра-I как великого реформатора. В геральдике его роль тоже неоценима высока. Потому что, в 1722 году именно Петр-I создал Герольдмейстерскую контору в Москве, пригласил известного художника, графа Франциска Санти. Именно Санти положил основу создания европейзированного образца герба государственного, и губернского.
При составлении герба и эмблемы обращалось внимание на особенности города, природные условия, развитые в нем ремесла, существующие традиции и примечательные исторические события.
2 й учитель: Ребята, сегодня у вас уникальная возможность -проявить свои способности как геральдмейстеров, составителей гербов нашего города. Для начала давайте выясним, чем славится наш край, наш город?
- Какие производства получили широкое развитие?
Чтобы построить герб города, используя основные правила, используя геральдические основы обратимся к исторической справке.
I-й учитель: Первый известный герб Симбирска пожалован городу в 1672 году "За двухкратную храбрую оборону" от разбойника, Стеньки Разина - в первый раз при воеводе, . - Иване Милославском от самого Стеньки Разина; во -второй - от эсаула разиновской шайки Редьки Шелудяка. Так звучит одна из версий происхождения герба города. Герб представляет собой стоящего на трех лапах и смотрящего в правую сторону льва с высунутым языком и мечом в левой лапе, над головой льва - трехлепестковая корона.
Эмблема, положенная в основу второго герба представляет колонну, увенчанную короной.
В основе герба, утвержденного в декабре 1730 года,в синем поле на белом столбе золотая корона.
Первый известный герб Симбирска, утвержденный в 1878 году 5 июля в Царском Селе представлял собой: в лазуревом щите -серебряный столб, на котором золотая, украшенная двумя Андреевскими лентами императорская корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенные Андреевскою лентою.
Обрамление гербов также имело свое значение: дубовая гирлянда-для городов губернских, колосья-для городов, отличающихся земледелием и хлебною торговлею. Орденская Андреевская лазуревая лента обрамляет губернские и столичные города. Герб, изображенный с учетом всех перечисленных деталей, называется полным.
- Каково же современное толкование условностей: - колонна - символ незыблемости и народовластия; - корона - городское самоуправление, власть жителей города; - две ленты - представительные и исполнительные органы городской власти.
Постановка творческой задачи.
- I й уровень - составление эскиза герба на традиционной основе; - 2 й уровень - эскиз полного герба; - 3 й уровень - эскиз полного герба с юбилейной символикой.
Поиск вариантов герба на доске, используя шаблоны в конвертах /3 ученика, остальные на местах/.
I-й учитель: Язык декоративного искусства еимвояичен. Поэтому хотелось бы вам напомнить о них: - золото - символизирует знатность и богатство; - серебро - невинность и доброту; - красный цвет - храбрость; - зеленый - надежду; - черный - мудрость и печаль.
II-й учитель: Во время работы постарайтесь вспомнить несколько музыкальных образов из творчества М.И.Глинки.
- Звучит музыка
- Какой образ,какую характеристику можно дать? - Ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин". /Образ героический, простой человек, способный на самопожертвование ради своей Родины/.
- Увертюра к опере "Руслан и Людмила". /Русская тематика, танцевальная, подвижная, выразительная, действенная, лирическая, протяжная/.
- Вторая песнь Бояна из оперы "Руслан и Людмила". /В ней Боян обращается к далекому будущему» сквозь мглу грядущих веков он видит певца, который воспоет Руслана и Людмилу и своими песнями прославит Родину/.
- Ария из оперы "Руслан и Людмила". /Руслан обращается к языческому богу войны Перуну за поддержкой в бой за Людмилу/.
- "Патриотическая песнь" М.И.Глинки. Просмотр и анализ работ учащихся, организация выставки работ. - Подведение итогов составного урока: Какой музыкальный образ создал композитор в своих произведениях? Случайно ли выбрана музыка Глинки для Гимна России? Для чего нужен флаг, герб государству, городу? Звучит концерт для фортепиано с оркестром Э.Грита, на его фоне читается стихотворение Фирсова "Родина".
- 2-й учитель: Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои.... Вырастают рощи над могилами Славят жизнь по рощам соловьи. Что грозы железная мелодия, Радость или горькая нужда?! Все проходит, Остается - Родина То, что не изменит никогда.
С ней живут, Любя, страдая, и радуясь, Падая и поднимаясь ввысь, Над грозою торжествует радуга, А над смертью торжествует жизнь!
Медленно история листается, Летописный тяжелеет слог, Все стареет , Родина - не старится Не пускает старость на порог.
Мы прошли столетия с Россиею От сохи до звездного крыла А взгляни — Все то же небо синее И над Волгой та же тень орла.
Те же травы к солнцу поднимаются, Так же роз неотцветший сад, Так же любят и с любовью маются, И страдают, как века назад.
И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущие пути. Но светлеет и чище чувство Родины Людям никогда не обрести. С этим чувством человек рождается С ним живет и умирает с ним. Все пройдет. А Родина - останется, Если мы то чувство сохраним.
1й учитель: Хочется надеяться, что вы в настоящем и будущем будете гордиться принадлежностью к гражданам России, своего родного и близкого города Симбирска - Ульяновска, который в этом году отметит свое 350-летие; будете стремиться узнать больше о своем городе, славных земляках, приумножите его славу; будете стремиться вернуться скорее к родным волжским берегам в каком бы уголке России вы бы не оказались.